Работы Александра Шишкина-Хокусая на фестивале "Арт Проспект" были сняты по требованию "возмущенных представителей общественности".

dscf0982

Цели и задачи фестиваля «Арт Проспект» сформулированы его организаторами, международным фондом CEC Artslink, так: «Цель фестиваля – вдохновить местных художников, организации Литейного округа и жителей на придание такого облика окружающему их пространству, который стал бы отражением их собственной идентичности, перевернув представление о современном искусстве и воодушевив каждого человека и общество активнее привносить искусство в свою повседневную жизнь». Среди художественных событий, открывающих в Петербурге новый сезон, проходящий второй год «Арт Проспект» уже встал рядом с заслуженным фестивалем фонда Про Арте в осеннем календаре, и заметно, что претендует на большее.

Соответствовать заявленным задачам и выполнить программу-максимум фестивалю не удается. В чем причина того, что кварталы Литейного проспекта не стали, как задумывалось, «интерактивной площадкой для творческого взаимодействия художников и местных жителей с городской средой»? Конечно, возмущение жителей можно расценивать как отрицательную форму взаимодействия, но хотелось бы, чтобы судьба паблик-арта в Петербурге складывалась по-другому. Пока что фестиваль в очередной раз замерил, насколько высок уровень неприятия современного искусства в массах, сыграв таким образом социальную роль едва ли не лучше иных акций.

dscf0981

То, что сделали художники на «Арт Проспекте» в этом году, далеко от модных сейчас политического активизма или исследовательского социального искусства. Показанные объекты должны производить «длинную» социальную работу, тогда они имеют шанс повлиять на людей. Навигация по фестивалю — буклет с картой Литейного проспекта и прилегающих дворов, в которых расположены работы. Никаких других указателей с экспликациями около объектов не предусмотрено, и в этом принципы паблик-арта соблюдены. Только растворение произведения в городском пространстве способно обеспечить свежесть восприятия и сделать возможной ту самую внезапную встречу с искусством, на которую должны рассчитывать художники и зрители. Хотя, может быть, таблички или этикетки сослужили роль охранной грамоты художникам.

dscf0975

Инсталляция Александра Шишкина-Хокусая «Угловые касания» в проходном дворе с Литейного проспекта, 30, на улицу Короленко не просуществовала и нескольких часов после открытия фестиваля. Художнику пришлось демонтировать работы по требованию тех самых, казалось бы давно ставших карикатурными, работников ЖЭКа, пусть и в должности чиновников по культуре Центрального района (вспоминается, что в советское время так могли закрыть выставку неофициальных художников). Примечательно, что недовольство вызвал самый «институционализированный» из представленных авторов, известный за пределами контемпорари арта, неоднократный лауреат премии «Золотая маска». Искусство Шишкина-Хокусая, как мало кого из современных художников, характеризуется «гуманистической традицией», почти что из учебника русской литературы. Выставленными работами возмущались жители дома с закрытым двором и охраной - это благополучный район upper middle class'a. По всей видимости, то, на что эти люди согласны в театре, они не желают видеть у себя под окнами, - не находится иного объяснения, почему жители этого дома проявили такую агрессию в стремлении отгородиться от любых арт-интервенций. Обескуражены были и организаторы фестиваля, заручившиеся предварительно официальной поддержкой. Кто-то из присутствующих грустно пошутил: в качестве полумеры можно было обрядить фигуры в бумажные платьица, как в детской игре «Одень девочку». На следующий день из двора того же дома пришлось убрать и другой объект - «Поганки» Александры Гарт из старого кровельного железа, а объект Виталия Пушницкого "Ночной зонт", который должен был по вечерам делать из кроны дерева светящуюся лампу, в соседнем дворе так и не разрешили подключить к электричеству.

dscf0988

Казалось, что за два года проведения фестиваля его организаторам удалось свыкнуться с Литейным проспектом и хорошо понять интонацию места как части петербургского городского текста. «Арт Проспект» показал пример деликатной интервенции в общественные пространства современного искусства, в которой больше диалога, чем агрессии. Маргиналии паблик-арта к городскому тексту Петербурга отличала уместность, и оттого все они очень шли городу (в отличие от анилиновой росписи дворов на Итальянской улице и сплоченных выступлений в защиту массового вкуса). Как стало недавно известно, на волне преследований НКО в «иностранные агенты» пытаются зачислить и CEC Artslink, организаторов «Арт Проспекта».

dscf0998