«Игра – это наша работа», - так расшифровывается название итальянской компании LENCI, внесшей жизнь детской эмоции в облик фетровых кукол начала 1920-х годов. Ильмира Степанова, коллекционер антикварных кукол и костюмов для них, делится с ART1 историей «золотого века кукол».

Lenci Russland Lenci Rusland (кукла в русском костюме).

Мое увлечение с костюма, поскольку изначально куклы изготавливались для демонстрации новинок моды и предназначались для знати. Часто они были почти в человеческий рост и исполняли роль манекенщиц: их отправляли в разные страны, демонстрируя новейшие тенденции в тканях и модных цветах. Это были куклы-дамы высшего света. На них девочки из аристократических семей  обучались этикету, светским нормам поведения, например правилам сервировки стола.

В истории кукол меня интересует период примерно с 1850-х по 1920-е годы, который не случайно называют «золотым веком кукол». Это было очень интересное время, когда ручной труд обогатился достижениями науки, в частности техникой изготовления фарфора, и механики, способной создавать сложные двигающиеся механизмы. Этот период сочетает труд художников, создававших искусные отливки для кукол, талантливых модисток, шивших вручную костюмы, и целых мастерских, специализирующихся на изготовлении кукол. Позже, когда мастерские расширились и поставили производство на поток, творческая составляющая, к сожалению, исчезла.

1085391_705254016155635_1353450439_n Парижская кукла.

Интересные куклы появились в Англии в 1840-е годы. Их изготавливала жена скульптора, работавшего с воском, Августа Монтанари, и, разумеется, они тоже были восковыми. В свое время ее упрекал за чрезмерный реализм лиц ее кукол, не дающий возможности детям развить воображение при игре с ними. Однако это не помешало ей завоевать Золотую медаль на Первой Международной выставке в Лондоне 1851 года.

Монтанари Восковая кукла Монтанари.

Позже французам удалось уйти от подобного реализма. В середине XIX века во Франции наступает эпоха правления Наполеона III, характеризующаяся свободой частного предпринимательства. Множество ремесленников покидали свои дома и перебирались в Париж. В результате практически все известные изготовители кукол оказались сосредоточенными в Париже – мировом центре культурной и художественной жизни того времени.

Германские ремесленники тоже производили много кукол, но они были сосредоточены в многочисленных деревеньках лесистой Тюрингии, и их творения были более традиционными, хотя немцы являлись лучшими коммерсантами, чем французы, и некоторые крупные фабриканты могли производить до тысячи кукол в день.

Германия3 Немецкая кукла.

В отличие от неспешно, но верно развивавшейся кукольной промышленности в Германии, в Париже развитие шло в сторону поиска нового, творческого, необычного – настоящее бурление идей. Развитие было крайне бурным. Французские производители были настоящими художниками, стремящимися к высшему мастерству. Неистовое стремление к новому, творческому и необычному имело и обратную сторону: многие интересные наработки не получали должного развития, а их авторов просто не успевали заметить. Они разорялись и оставляли после  себя совсем небольшое, но прекрасное наследие, за которым сегодня гоняются коллекционеры. Рынок кукол представлял собой театр боевых действий, с жуткой конкуренцией, сумасшедшими успехами и трагическими провалами, нередко заканчивающимися самоубийствами изготовителей кукол. Именно буржуа с их мечтой о причастности к высшему сословию создавали гипертрофированный образ аристократичности, выраженный в образах кукол.

1289887_705254009488969_2034556249_n Парижская кукла.

Аделаида Урэ, дочь мелкого буржуа, производившего металлическую мебель, предложила отцу создать комплект мебели для кукол. Но оказалось, что подобное новшество лишено смысла, так как куклы еще не «умели» сидеть. Тогда она создала куклу с анатомическими пропорциями и подвижными шарнирами, способную имитировать пластику человеческого тела. Это были куклы невероятной красоты, они исполнялись исключительно на заказ. Аделаида Урэ старалась создавать целый гардероб для своих кукол, в чем ей помогла талантливая молодая модистка Мадмуазель Бюрэ, обратившая внимание на то, что детям, вероятно, было бы интересней играть с куклами-сверстницами, чем с куклами-леди. Она начала делать одежду немного «невзрослую», более скромную, но с чувством безукоризненного вкуса. Декоративность платья заменялась чистотой силуэта и подбором деталей.

Урэ Кукла Аделаиды Урэ.

Можно говорить, что с этого момента зарождается детская мода, ведь до этого девочек одевали, как взрослых. Видя подобных кукол, дети хотели иметь такой же наряд с заниженной талией и более короткой юбкой, или изящное платье с короткими рукавами.

1278525_705254002822303_1802589726_n Парижская кукла.

Чуть позже, фирма «Жюмо» выпускает и куклу-девочку, напоминающую ребенка лет семи. Для этих кукол шились целые гардеробы, со сменными нарядами и аксессуарами, на все случаи жизни. Аксессуары для кукол могли стоить дороже их полноценных прототипов.

Bebe Jumeau Кукла Bebe Жюмо.

Поскольку французы приобрели репутацию лидеров в изготовлении кукол, немцам очень хотелось потеснить их с этой позиции, и они стремились придумать что-то собственное и уникальное. Немцам принадлежит первенство в создании характерных кукол – кукол «с эмоциями». Эта эмоция была очень буквальная, она выражалась не только в раскраске лица, но и самой отливке. Эти отливки создавали талантливые скульпторы, и куклы были очень хорошего качества, но эксперимент оказался неудачным: детям не нравились куклы, с фиксированными, застывшими эмоциями. Кукле с нейтральным выражением лица, можно было «назначить» любую эмоцию, соответствующую игровому моменту, что не позволяли делать характерные куклы.

Характерная Германия2 Немецкая характерная кукла.

Немецкий блицкриг не удался, и многие складские запасы были уничтожены. Сейчас такие куклы встречаются крайне редко и представляют большую коллекционную ценность.

Характерная Германия3 Немецкая характерная кукла.

Не менее ценна для собирателей продукция итальянской фирмы Lenci, которая  произвела фурор в 1919 году, выпустив характерные куклы из фетра. Особенность этих кукол состояла в том, что их эмоции были по-детски мимолетны, выражая скорее небольшую растерянность, обиду, застенчивость. Прессованный войлок оказался практичней фарфора и также хорошо подходил для ручной росписи.

Lenci11 Кукла Lenci.

В России куклы тоже производились, но они не представляли собой чего-то уникального и не успели развить собственную эстетику. А после Октябрьской революции куклы считались буржуазным пережитком, и склады с ними были уничтожены.