Куратор Earlymusic Андрей Решетин рассказал ART1, что слушать на шестнадцатом фестивале старинной музыки.

2013_09_24_Reshetin

Главное слово на фестивале Earlymusic за все время его существования — впервые. В этом году мы впервые покажем пхансори, корейский эпос. Впервые приедет Макс Эммануэль Ченчич, контратенор-суперзвезда. Впервые издадим на русском языке книгу Кванца («Опыт наставления по игре на поперечной флейте-траверсо» Иоганна Иоахима Кванца, учителя музыки и друга Фридриха Великого — прим. А.М.) Впервые перед фестивалем мы провели очень серьезный мастер-класс с французским комедиантом и тенором Тьери Пето. На концерте-открытии наш ансамбль впервые сможет показать, какой была музыка в Петербурге с момента его основания, от Петра I до Екатерины II — в консерваториях этого не проходят, никто этой музыки никогда не слышал.

Каждый фестиваль отличается от других. Нельзя сказать, что за шестнадцать лет мы научились собирать его, как конструктор Lego — это скучно. В этом году Earlymusic посвящен четырехсотлетию воцарения династии Романовых. Все лучшее, что мы видим в Петербурге, связано с ней. Никакие революционные бури и страшные испытания, которые выпали на нашу долю в XX веке, не смогли этого разрушить — настолько их труд устойчив, добротен и красив.

Потемкинский альманах

Мы выпустили новый Потемкинский альманах. Это такое интернет-издание, где есть музыка, статьи, иногда музыкальные фильмы. В этот раз мы опубликовали стихи начала XVIII века – тоже забытая страница звуковой культуры России. Среди авторов Иоанн Прокопович, Стефан Яворский, Димитрий Тобольский, который позже стал блюстителем патриаршего престола и митрополитом Димитрием Ростовским. Безумно интересная поэзия.

Открытие XVI фестиваля Earlymusic

26 сентября, 19:00

Санкт-петербургская капелла

Это музыкальное приношение дому Романовых. Сегодня мы плохо представляем, какими на самом деле были и Петр I, и Екатерина II, чьи имена повторяем часто. Неизвестного остается очень много. Поэтому мы представим музыку Петербурга XVIII века, которую действительно никто не знает. И петербургское барокко, и галантный стиль, и классицизм — все это музыкальные портреты конкретных царей и цариц, которые формировали звуковую ауру своего двора. Она, становясь нам доступной, делает понятней эти эпохи.

При этом нам пока что не прорваться в XVII век — мы его забыли, настолько мало данных, открыть те ноты, взять те инструменты и исполнить ту музыку — до чрезвычайности трудно. Поэтому пока что XVIII век, но и это важно.

Григорианские песнопения

28 сентября, 20:00

Римско-католическая базилика Святой Екатерины Александрийской

Будет выступать григорианский хор Парижа. Концерт задумывался, когда настоятелем храма был отец Иакинф Дестивель, большой специалист по григорианскому пению. Мы хотели вокруг него сформировать школу, чтобы григорианика здесь привилась. Но он скоропостижно уехал из Петербурга, и оборвалось множество культурных нитей. Надо продолжать, этот стиль пения должен быть известен в Петербурге. Без него мы не сможем восстановить даже свое знаменное пение хотя бы на том уровне, на котором оно было в XIX веке.

Знаменный распев

 

Концерт Макса Эмануэля Ченчича

29 сентября, 19:00

Санкт-Петербургская капелла

Это знаковое событие фестиваля. Впервые в Россию приедет Макс Эмануэль Ченчич — нереальный контратенор. Сейчас в мире контратеноров идет борьба за овладение стилем кастратов, их техникой. Кастраты отличались невероятной пластичностью голоса. Пока что эту вершину удалось покорить только одному человеку, к тому же женщине — Чечилии Бартоли. Несколько молодых контратеноров буквально сражаются, чтобы выйти на этот уровень мастерства — и Ченчич лидирует. На концерте он споет арии из итальянских опер конца XVII – начала XVIII веков.

Макс Ченчич исполняет фрагмент из оперы Россини «Семирамида»

 

«Корейская опера»: пхансори

1 октября, 19:00

Меншиковский дворец

Пхансори — это стиль пения, совершенно незнакомый нашим слушателям. Он ничем не напоминает европейскую манеру пения — а мы ее представляем от ранних григорианских песнопений до вычурнейшего барокко. Точно также он не похож на исламское пение. Это какая-то совершенно другая вокальная традиция: безумно интересная, очень выразительная. Народный эпос, на котором основано пение пхансори, испытал большое воздействие конфуцианских идей. У нас хорошо знают японское и китайское искусство, но ничего не знают про очень индивидуальную корейскую культуру.

 

День в Гатчине

5 октября, с 12:00

Гатчина всегда пребывала в тени Петергофа, Царского села и Павловска. Мы хотим представить ее как уникальную жемчужину в ожерелье царских резиденций. В этом году день в Гатчине будет посвящен путешествию Павла Петровича и Марии Федоровны в Европу. Это было самое прекрасное время в их жизни. И в Павловске, и в Гатчине много следов того гран-тура, например, павильон Венеры в Гатчине — это копия павильона принца Конде, который они видели во Франции.

Сам день будет построен как путешествие — можно будет походить и по дворцу, и по парку. Мы постараемся наполнить эти прогулки определенными аллегориями. Музыка в этот день будет с лекциями, интересными рассказками. Начнем с концерта Рогового оркестра, который сыграет марши гвардейских полков XVIII века — Преображенцев, Семеновцев, Измайловцев, Конногвардейцев. Комментировать этот концерт будет замечательный военный историк Борис Кипнис.

Далее будет концерт голландской музыки, которую у нас очень мало знают. Он связан с пребыванием Павла в Голландии. Мы проводим некую параллель путешествия Павла с путешествием Петра по реке Верхт. Голландское барокко сыграет Эрик Босграф. Мы хотим связать русский и голландский двор, хотя они и так связаны. Я думаю, многие помнят, что одна из дочерей Павла, Анна, вышла замуж за Принца Оранского и стала королевой Нидерландов: все нынешние короли и королевы в том числе — наследники Павла I.

Закончится все — как и положено гран-туру — в Италии. Будет концерт «Вина Италии». Маша Крестинская (исполнительница на скрипке и виоле д'амур – прим. А.М.) и ее московские друзья сыграют итальянскую музыку XVII века для скрипки, корнета, виола да гамбы, клавесина и органа-позитива. Итальянская музыка очень пряная, импровизационная, она полна острых, оживляющих звуковых сочетаний. У этой музыки винный аромат. На концерте обязательно будут итальянские вина и минеральная вода для тех кто за рулем.

Мария Крестинская исполняет третью часть 22-ой сонаты Вивальди

 

Салон у княгини Волконской

6 октября, 19:00

Квартира княгини Волконской, ул. Рубинштейна, 5

Концерт пройдет в частной квартире — как это раньше называли, квартирник? Ира Шнеерова будет играть на клавесине музыку XVIII века, а я буду читать стихи того же времени в аутентичном звучании — с особой ритмикой и фонетикой. Это будет не столько концерт, а беседа. Я обязательно расскажу о том, почему эта поэзия читается только так, а не иначе.

Конечно, героем концерта является сама квартира. До революции доходный дом принадлежал княгине Волконской, а в одной из квартир она сама жила. Когда при советской власти дело пошло к уплотнению, она сдала квартиру врачу Вениамину Шапиро. У него было двое детей, и одна из них, Муза Вениаминовна, стала женой Арону Кнайфелю — легендарному скрипичному учителю Петербурга. У Арона и Музы в квартире сохранялась такая же атмосфера, как и при Волконской. В этой семье родился глубокий современный композитор Александр Кнайфель. А сейчас квартиру выкупил ливанец и сделал ее в точности такой, какая она была при Наталье Сергеевне.

Ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой» исполняет сонату Франкера. На клавесине играет Ирина Шнеерова

 

Концерт Паоло Пандольфо

8 октября, 19:00

Малый зал филармонии

Это величайший гамбист. Казалось бы, этот инструмент был забыт навсегда, но вдруг возродился в ХХ веке. В руках Пандольфо виола да гамба звучит так же, как она звучала в руках лучших музыкантов XVII века — он им ни в чем не уступает. Он исполнит сольную гамбовую музыку периода барокко, в основном французскую, будет импровизировать и играет также свои сочинения.

Паоло Пандольфо играет собственное сочинение

 

Концерт Pratum Integrum

10 октября, 19:00

Малый зал филармонии

Pratum Integrum это ежинственный ансамбль старинной музыки в России, существующий регулярно. Ему исполнилось десять лет и так получилось, что они отметят свой юбилей десятого числа десятого месяца. Они сыграют программу голландского барокко. Мы очень мало знаем эту музыку, хотя Петербург закладывался под впечатлением именно от голландского искусства, в том числе и музыкального. Я убежден, что среди диковин, которые Петр привозил из Голландии — а привозил он много чего, в том числе деревья для Летнего сада — были клавесины Рюккерса. Их не могло не быть, ведь клавесин был первым инструментом Петра, на котором он играл с года.

Pratum Integrum на фестивале Earlymusic