«Милая Фрэнсис» (Frances Ha). Режиссер: Ной Баумбах. В ролях: Грета Гервиг, Мики Самнер, Майкл Эспер, Адам Драйвер, Майкл Зеген, Шарлотта д'Амбуаз, Грейс Гаммер, Дайва Дюпри, Изабель МакНелли, Джастин Люпе, Патрик Хойзингер, Барбара Росс Инглиш. США, 2012, 86 мин
Фрэнсис болтает ногами, сидя в кресле своего бойфренда. На вопрос, покупать ли им породистого котенка, она готова сказать «да», хотя у нее почти нет денег и совсем нет квартиры. Предложение парня переехать к нему Фрэнсис отвергнет из-за страха подвести подругу — ведь они вместе платят за аренду жилья и даже засыпают в одной кровати. Фрэнсис уже двадцать семь, но ей трудно взрослеть. Когда ее уволят с работы, она вдруг рванет в Париж, просто потому, что там «есть халявная квартира». И проведет в чуждой ей столице два дня, одиноко слоняясь по улицам, в попытках дозвониться до кого-либо. Она знает, куда нужно поставить ногу, когда «вертолетит», и мечтает встретить человека, живущего в отдельной параллели. Фрэнсис — танцовщица, но, вылетев из труппы под Рождество, она отвергает предложение временно быть секретаршей и возвращается в колледж, где училась. Чтобы жить в общаге и стоять в майке ASK ME на дурацких фуршетах. А за месяц до этого Фрэнсис вещает прагматичной, но бесконечно любимой подружке Софи о том, как они станут преподавать докторам наук (когда разбогатеют и купят каждая по квартире), а те, соответственно, — валяться у их ног.
Помимо того, что Ной Баумбах снял программный фильм про распад семьи «Кальмар и кит», а позже влюбил в себя массового зрителя нервной комедией «Марго на свадьбе» с Николь Кидман, он написал сценарий к лучшему на свете мультфильму «Бесподобный мистер Фокс». И Фрэнсис — тот же мистер Фокс, слетевший с катушек после длительных попыток вести нормальную жизнь добропорядочного клерка, с кредитом за жилье и семейной идиллией. Фрэнсис так же, вероятно, потеряла где-то свой хвост, и вот меняет Бруклин на Чайнатаун, а Париж на лесные заросли; семейный ужин — на желание жевать печенье у телевизора; всех парней — на лучшую подружку, которая давно смотрит на мир вполне трезво, выбирая прелести сытой жизни.
Актриса Грета Гервиг бежит по улицам Нью-Йорка, писает на рельсы в метро, улыбается всем неприятностям на свете, в то время как режиссер Баумбах, любуясь ею, снимает регистрирующий реальность черно-белый фильм о ней самой, наивной дурехе с улыбкой от уха до уха.
Грета Гервиг, приложившая руку к сценарию, по-своему осмыслила ранних Вуди Аллена и Джармуша, а также проблемы миллионов безработных мечтательниц после колледжа, и вывела свою формулу счастья. Если смешать спонтанность и искренность, положить в сумку Пруста (который кажется тяжелым не потому, что читать его трудно, а потому что книга толстая), залить это самой дорогой бутылкой водки из местного бара и равнодушно чмокнуть Адама Драйвера (парень Ханны из сериала нашего двора Girls, ну, помните?), то жизнь рано или поздно наладится. Или, по меньшей мере, точно не разочарует одноликими буднями.