20 сентября были подведены итоги смотра-конкурса «Архитектон». Награждение победителей предваряла выставка работ участников, занявшая залы Союза архитекторов. Те, кто не дошел до Большой Морской, могут не расстраиваться — смотреть на «Архитектоне» особо не на что. Нынешняя премия любопытна лишь тем, что показывает актуальное состояние петербургской архитектуры и ее союза.

serebro_am_stolyarchuka_koncepcia_zhilogo_doma_petrogradsky_rayon_001 Серебряный диплом. Концепция жилого дома в Петроградском районе. Архитектурная мастерская Столярчука

В главной номинации «Постройка» вручается четыре награды: три диплома и гран-при — архитектон Малевича в виде статуэтки. Бронза досталась, пожалуй, самому неожиданному проекту «Архитектона». Постмодернизм из глубин шестой мастерской Ленниипроекта. Коллектив авторов под руководством Михаила Сарри попытался как-то разнообразить слишком большой дом на Богатырском проспекте. При помощи разноцветной кирпичной кладки здание старается прикрыть свои негуманные размеры. Визуально это забавно, но сути дела не меняет. Жить здесь не пожелаешь никому. А из окна автомобиля все-таки лучше смотрятся модернистские башни.

bronza_lenniiproekt_zhiloy_dom_primorsky_rayon.jpg Бронзовый диплом. Проект жилого дома в Приморском районе. Ленниипроект

Серебряный диплом отошел мастерской президента Союза архитекторов Олегу Романову за жилой дом на проспекте Большевиков. Архитектура Романова это нечто из ряда вон. В ней чувствуется порыв к авангарду, но какого-то уж больно странного свойства. Романов мог состояться как позднесоветский модернист. В его формах чувствуется дух застойного зиккурата. Понять, зачем такое творчество безобидному жилому дому в Невском районе, решительно невозможно. И главное — туалетная плитка. Непросто говорить об архитектуре, когда здесь гигантский дом обделан вот этим.

serebro_am_romanova_bolshevikov_7_zhiloy_dom_002 Серебряный диплом. Жилой дом на Большевиков, 7. Архитектурная мастерская Романова

Золото досталось мастерской Рейнберга и Шарова за жилой комплекс «Новая история». Ханжеское название вполне отражает суть этой архитектуры. Кажется, Андрей Шаров решил разработать нечто вроде петербургской модели лужковского стиля. В Москве башенки, у нас карнизы да сандрики. Справедливости ради стоит отметить нетипичную типологию комплекса. «Новая история» повторяет идею с двором-улицей, которую Сюзор применял в доходных домах Ратькова-Рожнова. Удачная типология, однако, не объясняет, зачем на фасаде встречаются одновременно карниз, арка и остекленные балконы.

zoloto_am_reinberga_-sharova_007 Золотой диплом. Жилой комплекс "Новая история". Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова

Главный приз заполучила мастерская Юрия Земцова за постройку новой сцены Александринки. У проекта, в общем-то, не было конкурентов. Это и понятно. Все-таки театр, места для самовыражения здесь заметно больше, чем в жилом доме. К тому же сложный участок и обширная программа комплекса требовали от архитектора высокого мастерства. Но и тут не удается отдаться радости за петербургскую архитектуру. Во всяком случае, снаружи театр не вызывает восторгов. Во-первых, здание попросту некачественно выполнено. Каждый узел вызывает вопросы, различные материалы встречают друг друга как бы случайно. Наконец, непонятно, о чем это все. Зачем башня с часами, это что — вокзал?

2013_09_24_Architekton_grand-prix Гран-при. Вторая сцена Александринского театра. Архитектурная мастерская Юрия Земцова

В общем, с реализацией в этом году не задалось. Если бы Союз претендовал на некую существенную роль в жизни города, награды стоило отменить, отметив лишь Земцова за сложный и небезынтересный проект. Но положение дел таково, что Союз архитекторов это всего лишь объединение мастерских, а «Архитектон» — корпоративный праздник этого сообщества.

Студенты, участвовавшие в конкурсе дипломных проектов, за наградными грамотами по большей части не явились. Что и понятно. Скинься уважаемое архитектурное общество хотя бы на скромные призы вроде айфонов, молодежи в доме архитекторов могло быть больше. С некоторыми из тех, кто все-таки пришел, мне удалось обсудить проекты мэтров местной архитектуры. Выпускники единодушны в своем недоумении.

В завершение мероприятия с незапланированной, но пламенной речью выступил один из членов Союза. В ней ярко выразился дух кухонного недовольства. Не нравится Сергей Кузнецов, потому что выскочка. Не нравятся иностранные архитекторы, потому что наши не хуже. А еще собравшиеся ни много ни мало наследники Ноя Троцкого и Казимира Малевича. И в общем не важно, что Сергей Кузнецов построил качественных объектов не меньше, чем любой из присутствующих. Или что его наградили на последней Венецианской биеннале. Не важно, что исторический Петербург создавали преимущественно иностранцы. Не важно, что до таланта Троцкого собравшимся как до Луны.

После награждения архитекторы начали растаскивать свои планшеты. На выходе из здания Союза ждали азиатские туристы. Дом архитектора возвращался к привычной жизни.