Александр Райхштейн «Метаморфозы». В рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее». Детский музейный центр исторического воспитания. Болотная ул., д. 13.,14 сентября - 13 октября 2013.

img_6412 Александр Райхштейн. "Метаморфозы". Фото Юрия Румянцева

Петербургские музеи не упрекнешь в нетолерантном отношении к современному искусству. Правда, демонстрируют его по большей части в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», зато делают это исправно вот уже двенадцать лет. Вне этого события мало в каком из музеев можно встретить произведения современных художников. Примером удачного сотрудничества музея и контемпорари-арта оказался Детский музейный центр исторического воспитания. С 30 августа здесь уже проходит выставка Александра Райхштейна «Умная азбука», состоящая из тридцати двух картин. Каждую из них, где буквы алфавита прячутся в словах, можно рассматривать и разгадывать подолгу. Возможно, основанием для сближения стало то, что Райхштейн известен именно как художник для детей и о детях.

img_8899 Александр Райхштейн. "Метаморфозы". Фото Юрия Румянцева

В фестивальной программе Александр Райхштейн представляет проект «Метаморфозы». За фразой из буклета о «визуализации изменений, которые происходят с ребенком в процессе взросления» — большой каштан во дворе музея, увешанный, словно ель дождиком, разноразмерными серебристыми скульптурами. Сразу же громко заявляют о себе маленькие насекомые: гулят, хохочут и воркуют (звуком занимался Петри Лааско). Персонажи разместились на дереве, как грибы в лесу: сначала их можно и не заметить, но стоит увидеть одного, и со всех сторон начинают появляться остальные. Они заняты делами, которые свойственны маленьким человечкам-бабочкам: один читает, другая играет на дудочке, кто-то дремлет, а кто-то за кем-то гонится. На стволе гнездятся клубки – личинки, улегшиеся в колыбельки для куколок. Герои инсталляции скручены из проволоки: это позволяет им растворяться на фоне листвы, ствола и неба. Они объемны и невесомы, а их ажурность заставляет пристально всматриваться в каждую фигурку, чтобы увидеть лицо, ножки, ручки, очки, поймать все детали.

img_8905 Александр Райхштейн. "Метаморфозы". Фото Юрия Румянцева

Александр Райхштейн не впервые оказался на фестивале, который организует «Про арте». В 2002 году он участвовал в нем совместно с иллюстратором Верой Хлебниковой. Представленный тогда проект «Случай А. К.» довольно сильно отличался от сегодняшнего и был посвящен жизни человека, который внезапно сошел с ума и умер. Кажется, что за одиннадцать лет художник кардинально сменил вектор движения. Вчера – взрослый художник, а сегодня – художник для и про детей. По словам самого Райхштейна, он открыл для себя возможность работать с детской аудиторией̆ после переезда в Финляндию, где на протяжении трех лет проводил творческие занятия в детском саду. Результатом оказался целый ряд интерактивных выставок, где можно делать скульптуры (Mutatis Mutandis, 2011), трогать стихи («Стихи на ощупь», 2011) и входить прямо в картину («Пабло и Александр», 2010). Его новый проект также предполагает возможность трансформации, но на сей раз в смысле контекста: его можно рассматривать, например, как игру о человеке и окружающем его мире. «Метаморфозы», как и другие интерактивные выставки, приглашают войти в произведение. Но зритель здесь не соучастник, у него нет возможности физического доступа к объектам, он скорее играет в наблюдателя-натуралиста. И «Метаморфозы» потому кажутся одним из наиболее удачных проектов фестиваля, что не ищут в зрителе «внутреннего ребенка», а превращают в него, пусть и на четверть часа.