«Жасмин» (Blue Jasmine). Режиссер Вуди Аллен. В ролях: Кейт Бланшетт, Салли Хокинс, Алек Болдуин, Бобби Каннавале, Питер Сарсгаард. США, 2013.

blue-jasmine-03

Жанетт (Кейт Бланшетт), лакшери-блондинка средних лет переезжает из Нью-Йорка в Сан-Франциско с тем, чтобы поселиться у простушки-сестры (Салли Хокинс). Все ее состояние на Манхэттене кануло в лету вслед за финансовой пирамидой супруга-афериста (Алек Болдуин). В городе, названном именем главного идеолога бедности, первоклассную Жанетт ждет самая обыкновенная жизнь, что по ее меркам равноценно падению в ад.

blue-jasmine-07

Перемена лайфстайла откладывает отпечаток не только на гардероб, но и на психику героини. Временами взгляд Жанетт стекленеет, и она, вперившись в пустоту, начинает что-то бормотать про яхты и самолеты. К этим монологам Вуди Аллен прикручивает главную структурную выдумку фильма — флэшбэки из прошлой жизни героини. Маятник между прошлым и настоящим выстраивает динамику отношений между ней и зрителем. Жертва ли она обстоятельств? Или, может быть, она ничем не лучше своего мужа-преступника?

blue-jasmine-05

Кейт Бланшетт, периодически переключающаяся в режим говорящей головы — типичный алленовский прием. Ее монологи работают вместо голоса рассказчика, который регулярно использовался в предыдущих фильмах. «Жасмин» вовсе не откровение для его режиссуры, но в случае с Алленом такового никто и не ждет. Он пользуется все тем же словарем, что и в предыдущих сорока четырех фильмах. Но если в недавних, сделанных на коленке «Римских приключениях» и «Будь что будет», казалось, что Аллен просто экранизировал накопившиеся гэги, то для новой картины важней форма и цель. «Жасмин» это драма, созданная в полную силу, причем сил у Вуди с годами меньше не становится. Старые приемы звучат по-новому, и Бланшетт запивает ксанакс водкой так, будто до нее не было ни Кристины Риччи, ни Рады Митчелл. Еще «Жасмин» — сдержанный фильм. В том смысле, что Аллен ограничивает себя, не допуская излишней иронии и обрезая побочных персонажей. Он сосредоточен на истории своей героини, которая отвечает ему взаимностью и за полтора часа экранного времени показывает столько мастерства, что его могло бы хватить на пять фильмов Бланшетт.

blue-jasmine-04

В «Жасмине» и без того экономный стиль режиссуры Аллена становится еще суше и точнее. В финале он разбирается со всеми хитросплетениями запущенной психики Жанетт буквально парой фраз, которых, впрочем, оказывается достаточно, чтобы приколоть зрителя к креслу. Он разбирает ее по правилам собственного мировоззрения. В просветленной психоанализом вселенной режиссера желания лишь бестолковые фантомы, а бог давным-давно отошел от дел. Здесь человеку остается только работа, мужество и ирония. И то, что Аллену достает и того, и другого, чтобы сделать свой сорок пятый фильм, внушает определенный оптимизм.