«Великая красота» (La grande bellezza). Режиссер Паоло Соррентино. Сценарий: Паоло Соррентино, Умберто Контарелло. В ролях: Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо, Яя Форте, Памела Виллорези, Галатея Ранци, Франко Грациози, Джорджо Пазотти, Массимо Пополицио. Италия, Франция, 2013.

3

Непередаваемая словами красота Рима в сочетании с восхитительным женским вокалом поражает зрителя в первые же минуты фильма. Вскоре благородное величие древнего города резко сменяется веселым разгулом гламурной вечеринки уже не молодой, но всё ещё энергичной итальянской богемы. Так и будут они весь фильм идти рука об руку: Рим вечный и Рим сегодняшнего дня. Рим, каким его видит Джеп Гамбарделла — автор одного романа, ставший популярным журналистом и 65-летним королем дорогих тусовок.

Фильм Паоло Соррентино не без оснований сравнивают со «Сладкой жизнью» Федерико Феллини: то же отсутствие динамичного сюжета, тот же герой-писатель, который не может справиться с бессмысленностью своего существования, то же беспощадное разоблачение столичной элиты, которая представляет собой не более чем яркое сборище прожигателей жизни. При этом речь идет не о ремейке культовой работы итальянского режиссера, а скорее о его сознательном цитировании талантливым соотечественником.

«Сладкая жизнь» — сложный для восприятия черно-белый шедевр мастера, давно закрепившегося на вершине кинематографического Олимпа. Паоло Соррентино пока на такую славу не претендует, но и его фильм интересен и красив, несмотря на то, что персонажи «Великой красоты» изрядно постарели: даже привлекательной стриптизерше уже за сорок. Было бы неверно сводить замысел картины к сетованиям о деградации итальянской интеллигенции и искусства и рассматривать её лишь как объект для сравнения с творчеством Феллини, пусть и для такого подхода немало оснований.

la-grande-bellezza

Для режиссера «Великой красоты» оказывается важным не только светская жизнь Рима, но и ответ на вопрос, который неустанно задают Джепу Гамбарделла: почему кроме одного романа он ничего больше не написал? Ответ писателя пессимистичен: «Я искал великую красоту, но я её не нашёл». Как сказал Стендаль, «красота — обещание счастья». Все мы независимо от своего возраста и социального положения хоть раз задаемся проблемой поиска абсолютного счастья или «великой красоты». Но, что удивительно, даже такой человек как Джеп Гамбарделла не может или просто не умеет его находить! А ведь, казалось бы, у него для этого есть всё: Джеп достиг высот, к которым стремился, за его плечами богатый жизненный опыт, он талантлив, умен, привлекателен для женщин, не обременен ни рутинным бытом, ни финансовыми проблемами. И всё же жизнь проходит впустую, и всё же роман не пишется...

Так в чем же искать эту «великую красоту»? Фильм оказывается дотошным исследованием, перебирающим все очевидные варианты: природа, детство, волшебство, религия, творчество, тайна, искусство, любовь, секс, наркотики, вечеринки. Одна красочная картина сменяет другую, и вместе они превращаются в цельный мир, в котором гармонично сочетаются отчаянье и развлечения, мягкий юмор и сарказм, волшебство и скука, поэзия и невообразимое количество пошлости.

Разве не такова вся наша жизнь? Может быть, и нет в ней никакой «великой красоты», а есть только её «беспорядочные всплески», даже в таком вечно прекрасном городе, как Рим?

Пусть так – но и этого достаточно для создания шедевра и жизни без тоскливого ожидания смерти. Просто нужно научиться видеть.