"Русский медведь, несомненно, способен на все, в особенности когда он знает, что другие <…> ни на что не способны…" (Карл Маркс).

Уильям Чарльз. Медведь становится посредником, или Мирные переговоры. 1813. Нью-Йорк. Уильям Чарльз. Медведь становится посредником, или Мирные переговоры. 1813. Нью-Йорк.

Главная внешнеполитическая интрига сентября – посредничество России в сирийской проблеме, и появившийся шанс избежать войны, которую ряд аналитиков склонен считать прологом к Третьей мировой. Еще около полувека назад Советский Союз начал снабжать Сирию оружием и оказывать помощь в модернизации экономики; сирийский порт Тартус – единственная из оставшихся зарубежных военных баз России. [1] Наложив (вместе с Китаем) вето на резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии, активизировав поставку в Сирию вооружений и введя корабли в Средиземное море, Россия стала сдерживающим фактором, заставив правительство США задуматься о целесообразности военного вмешательства.

По всему миру сотни политических карикатуристов откликнулись на сирийский кризис, и, как водится, вновь стал весьма востребован образ Русского Медведя, который последние два столетия является ключевым для персонификации нашей страны на Западе. Карикатуры без лишних слов способны проиллюстрировать перипетии политических баталий, текущий баланс сил, репутации высокопоставленных лиц, но также и продемонстрировать фобии, ментальные стереотипы и клише массового сознания. Главный вывод, к которому подводит этот визуальный ряд – неутешителен: как правило, для внешнего наблюдателя Россия остается покровителем маргинальных режимов, авторитарным милитаристским государством, благодаря ядерному арсеналу сохраняющим амбиции сверхдержавы и жажду политического реванша на международной арене. Нередко карикатуристы используют характерные маркеры периода Холодной войны: от шапок-ушанок с красными звездами до ракетных боеголовок с серпом и молотом. Впрочем, все чаще достается от карикатуристов и Соединенным Штатам – Барак Обама и Дядя Сэм изображаются то в виде алчного мирового агрессора, то в виде униженных лгунов.

01 2013 Слева: Карлос Латуф (Бразилия). 2013. [Русский медведь поставляет в Сирию зенитно-ракетные комплексы С-300, что создает серьезные проблемы для Израиля]; справа: Том Янссен (Швеция). 2013. [Русский медведь вытягивает из сирийского болота президента Обаму].
 

Говоря о дипломатии дня сегодняшнего, уместно оглянуться на 200 лет назад, и обратиться к истокам карикатурной традиции, а именно, к схожему сюжету 1803 года, где Россия также попыталась выступить посредником в решении международных проблем, в том числе и в средиземноморском регионе.

Перед нами одна из самых первых сатирических гравюр с изображением Александра I – раскрашенный офорт, изданный в Лондоне 4 июня 1803 года. [2] Данный случай уникален – сразу после выхода карикатуры признанного мастера Исаака Крукшенка, издатель заказывает точную копию другому художнику. Оба листа изданы Томасом Уильямсоном, второй лист атрибутируется Чарльзу Уильямсу, чрезвычайно продуктивно работавшему в эпоху наполеоновских войн. Необходимость выпуска римейка не вполне понятна. Можно предположить и популярность листа Крукшенка, и элемент дружеской соревновательности между мэтром и молодым художником.

03 1803 Слева: Исаак Крукшенк. Медведь становится посредником. 4 июня 1803. Лондон; справа: Чарльз Уильямс. Медведь становится посредником. Июнь 1803. Лондон.

Англию, Россию и Францию персонифицируют антропоморфные звери: традиционные Бык, Медведь и Обезьяна. Любопытно, что и Бык (Джон Булль), и Обезьяна (Наполеон) изображены с человеческими руками, в то время как из рукавов русского Медведя торчат когтистые лапы. Реплики персонажей на обоих офортах идентичны, различно только изображение Медведя-Александра: Крукшенк изобразил его в горностаевой мантии и короне, придающих его облику подчеркнуто традиционалистский, «самодержавный» оттенок, а Уильямс – в более соответствующей историческим реалиям военной униформе и треуголке. Кроме того, на позднем листе негоциант Булль снабжен дубинкой.

Русский Медведь соединяет руки непримиримых врагов со словами: «Во, дела! Вы, цивилизованные страны, не смогли договориться без моего посредничества, хотя и смеялись надо мной как над Варваром. Но, полагаю, вы понимаете, что у меня должно быть поболе благоразумия, чем у вас, потому что я прибыл с далекого Севера!..»

Бонапарт, чья низкорослость дополнительно подчеркнута огромной шляпой и непропорционально большой саблей, обращается к английскому Быку: «Даю слово француза (подобное бирмингемскому шестипенсовику), [3] я позволю вам спокойно пастись в Мальтийском загоне; и даю слово любить вас всем сердцем – настолько, насколько я люблю свободу французской нации!».

Бык Булль отвечает: «Хорошо, Пушистый, если ты бросишь свои шутки и не удерешь в Египет, а также если обещаешь не прятаться в Ганновере, я помирюсь с тобой». В каламбурном обращении «Nappy» (пушистый) присутствует панибратское сокращение от имени Napoleon.

03 1803 Крукшенк Исаак Крукшенк. Медведь становится посредником. 4 июня 1803. Лондон.

Амьенский мирный договор, подписанный между Англией и Францией в марте 1802 года, продержался недолго. Уже через год началась новая война, французская армия захватила курфюршество Ганновер, принадлежащее английскому королю.

Наполеон продолжал расширять свои владения в Европе: к Франции был присоединен ряд итальянских королевств, было упрочено французское господство в Голландии и Швейцарии в форме протектората (ноябрь 1802). В свою очередь Англия, ссылаясь на действия Наполеона, отказывалась выполнять условия договора, в частности – покинуть Александрию в Египте, а также Мальту, на чем особенно настаивал Наполеон.

05 фрагм Уильям Чарльз. Медведь становится посредником, или Мирные переговоры. 1813. Фрагмент.

Английское правительство, рассчитывая создать новую коалицию против Франции, искало союзников в Петербурге и Вене. Наполеон, желая предотвратить возможный союз между Англией и Россией и привлечь последнюю на свою сторону, заявил о согласии передать спор о Мальте на третейский суд Александра I. Предложение Наполеона было принято, и между Францией и Англией завязались переговоры через русских посланников. Но проект Александра, предусматривавший занятие Мальты русским гарнизоном и вывод французских войск из Голландии, Швейцарии, Италии и Северной Германии, был отвергнут и Францией, и Англией. 13 марта 1803 года на приеме в Тюильри Наполеон закончил резкий разговор с английским послом лордом Уитвортом восклицанием: «Мальта или война!». Последовавшие затем двухмесячные переговоры были безрезультатны, и 22 мая Англия объявила войну Франции. Эта война, в орбиту которой будет затянута вся Европа, продлится более 10 лет, вплоть до краха наполеоновской империи.

Любопытно, что через десять лет после рассмотренного офорта в США появилась вариация на гравюру Крукшенка/Уильямса; её автором стал Уильям Чарльз, шотландский художник, эмигрировавший в Новый Свет. Чарльз регулярно выпускал вариации по мотивам сатирических офортов ведущих лондонских карикатуристов. Лист под названием «Медведь становится посредником, или Мирные переговоры» был отпечатан в Нью-Йорке как отклик на попытку посредничества России в переговорах между Англией и Соединенными Штатами в 1813 году. Место Наполеона на американском римейке заняла леди Колумбия – персонификация США.

 

 

[1] База существует с 1971 года, на сегодняшний день ее штат составляет всего несколько человек (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пункт_материально-технического_обеспечения_ВМФ_России_в_Сирии).

[2] Годом ранее, в апреле 1802 года, появилось несколько офортов на тему русско-турецкого противостояния и тем самым было положено начало сатирической иконографии нового русского императора.

[3] Бирмингем был известен как центр фальшивомонетничества.

Статья представляет собой фрагмент готовящегося к печати исследования «Россия глазами Запада: 100 лет русской истории в английской карикатуре (1730–1830-е гг.)» (в соавторстве с В. М. Успенским и Д. Г. Хрусталёвым). Это издание станет наиболее масштабной работой по данной теме, первым опытом своеобразной визуальной истории России.