ART1 спросил у руководителя кружка Алексея Бойко, каково развитие ситуации:

2013_10_08_GRM krujok Boyko

Все началось с того, что сообщение о кружке «Современное искусство — это интересно», готовящемся в Русском музее, было опубликовано на странице группы музея «Вконтакте». Там очень много участников, 8 тысяч человек, причем не только петербуржцев. К сообщению были прикреплены изображения, среди них «череп» братьев Чепмен - vanitas XXI века, Бэнкси, кадр из «Кремастера» Мэтью Барни, всего три картинки. И сразу в этой группе появились обеспокоенные и возмущенные высказывания. Если очень коротко суммировать, то они звучат примерно так: «Какой ужас, что это в Русском музее!», «Разве это относится к национальным художественным традициям?» и «Зачем все это безобразное неокрепшим детским душам?». Несколько человек начали задавать вопросы и высказывать свою точку зрения. Сразу скажу, что это может быть хорошо: действительно, если человек видит неприятное ему изображение, то беспокойство, что это увидят дети, может иметь основание.

Но дальше всякий нормальный человек должен разобраться и вникнуть в ситуацию, - а этого, к сожалению, не произошло. Во-первых, никто не воспринял информацию, что эти конкретные изображения к программе кружка не относятся. Она опубликована в интернете, и в ней изучение творчества братьев Чепмен, увы, не предусмотрено. Во-вторых, некоторые критически настроенные участники полемики явно перешли грань нормального общения взволнованных людей, — там были адресованные мне предложения «работать с детьми в колонии в Магадане», намерения привлечь руководителя кружка к ответственности за неисполнение законов. Я стал беспокоиться за детей: если так относятся к руководителю кружка, то могут начать действовать в отношении детей и их родителей, что, конечно, было бы печально. Видимо, одна из участниц полемики подала запрос петербургскому уполномоченному по правам ребенка Светлане Агапитовой. На странице детского омбудсмена в интернете есть ее комментарий, вполне уважительный к музею. Но официальный запрос передан, и, уверен, администрация ГРМ сейчас готовит ответ.

На мой взгляд, в музее есть понимание, что Музей Людвига в Русском музее и Отдел новейших течений существуют не зря. Не зря активно устраиваются выставки современного искусства. И не зря с 1991 года в гимназии при Русском музее ведется курс «Проблемы современной художественной культуры», который постоянно обновляется и идет и в других школах. Так решается задача приобщения к современному искусству. Главное, чтобы обеспокоенность не переходила в оголтелость, как это уже было в Петербурге со спектаклем «Лолита», и так далее.

2013_10_08_GRM krujok Chapman