"Гравитация" (Gravity). Режиссер: Альфонсо Куарон. Сценарий: Альфонсо Куарон, Хонас Куарон. В ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни, Эд Харрис, Орто Игнатиуссен, Пол Шарма, Эми Уоррен, Башер Саваж. 2013.

gravity-afisha

В открытом космосе на орбите работают трое: ветераны Ковальски (Клуни) и Шарифф выделывают коленца и травят анекдоты, а новичок доктор Райан Стоун (Буллок) что-то кропотливо чинит. Внезапно с Земли сообщают об опасности: обломки взорвавшегося российского спутника летят в их направлении, круша и увлекая за собой все на своем пути. Действительно, в несколько мгновений убитыми оказываются космонавт Шарифф и оставшиеся члены экипажа – шлейф из обломков разбил шатл и заморозил их заживо. Ковальски и Стоун остаются вдвоем в бескрайнем безвоздушном пространстве – с ограниченным запасом кислорода в баллонах, без связи с центром, на далеком расстоянии от всех возможных спутников и под угрозой возвращения обломков.

По ходу действия героиня Сандры Буллок из неприспособленной ни к чему экстремальному кабинетной зануды превращается в титана духа. Чтобы показать это, Куарон использует не только предсказуемые повороты сюжета, но и нехитрый символизм: второе рождение доктора Стоун можно пронаблюдать от состояния эмбриона до "выхода"  вместе с околоплодными водами. В общем-то, ее мучения с последующим становлением личности никого бы не удивили (в истории кино таких сюжетов - вагон и маленькая тележка), не подкрепи их режиссер ярчайшими визуальными эффектами, вызывающими то головокружение, то тошноту, то желание схватиться покрепче за ручки кресла или как можно шире раскрыть глаза:  Куарон помещает камеру внутрь шлема героини в то время как пространство вертится вокруг, трясет ее вместе с разваливающимся шатлом,  фиксирует на захватывающих дух рассветах, закатах и прочих космических видах и, цитируя классику, отправляет в невесомый пляс различные предметы. Красота действительно такая, что глаз не оторвать. Кроме того, здесь как нельзя лучше представлена следующая тенденция: с внедрением в кино новых технологий актеры все больше служат декорациями и реквизитом, предоставляя главные роли каплям воды, камням и прочим объектам, которые из фильма в фильм для пущего эффекта упорно летят зрителю в лицо.