Взявшись за организацию аукционов современного искусства, я постепенно обратил внимание на тот факт, что петербургские художники и фотографы редко рассматривают свое искусство как товар. Более того, относятся к товарности как к свойству вредному и обидному, записывающему произведение в категорию «салон», и однозначно исключающему его художественную ценность, при этом постоянно сетуя на отсутствие арт-рынка в нашей стране. Работы, представленные в этой статье - приятное исключение.

03 Александр Шишкин-Хокусай. Без названия. Графический лист. 2012

Мне кажется, что при таком отношении европейские развитые рынки не окажутся для отечественных авторов более полезными. Ведь у европейских потребителей современного искусства сложилось достаточно четкое понимание, какими критериями должно обладать искусство, чтобы рассматривать его в качестве товара.

Представьте, что вы покупаете телевизор, у которого нет упаковки, отсутствует инструкция, недостает креплений, да и корпус хоть и позволяет просматривать классику европейского кинематографа, грубо выпилен из кусков фанеры. Хотя его «содержание» может находиться на самом высоком художественном и интеллектуальном уровне. Картина не очень привлекательна и к покупке не побуждает, не правда ли?

04 Пеэтер Аллик. Меланхилия II. Линогравюра. Лист 16 из 50. 2011

Зачастую и предоставляемые произведения искусства не имеют атрибутов авторства — подписи и даты производства. Отсутствует указание на технику исполнения, тираж (если он есть), краткое описание работы и ее заслуги. Авторы в резюме также не нуждаются, видимо, намекая на свою исключительную известность. Работы не имеют универсальной упаковки и в результате содержат разнообразные повреждения – свидетельства неуважительного к ним отношения автора и длительного поиска нового владельца. Используемые материалы часто не выдерживают никакой критики, как по критериям сохранности, так и по их эстетическим и утилитарным свойствам. Расположение изображения на листе и выбор размера обрамляющего свободного поля выдают отсутствие элементарного вкуса. Чувствуется робость и в формате произведений – хорошие идеи часто заслуживают соответствующего размера. Можно утверждать, что у подавляющего большинства отечественных авторов практически отсутствует элементарная «культура подачи» своих произведений.

01 Константин Водяницкий. Натюрморт. 2003, 4/5. 26 х 39 см

История утраты этой культуры понятна – художники, не вписывающиеся в рамки официального советского искусства, стремились ярче обозначить решительный разрыв с ним. Отказываясь от высокого ремесленного качества, которое было обязательным для официальных институций, они специально разделяли художественную и ремесленную составляющую, тем самым подчеркивая приоритетность именно художественной ценности. В результате неопрятность и безразличие к ремесленному качеству исполнения стали неотъемлемыми чертами отечественного современного искусства — не с этим ли, во многом, связано отсутствие к нему интереса у потенциальных потребителей?

02 Дмитрий Провоторов. Без названия. Отпечаток 3 из 3. 2006

Эстетическая неприязнь к низкому качеству исполнения видится мне более значимым барьером между потребителем и искусством, чем разногласия по поводу художественной ценности, формулируемые термином «не догоняют». Нацеленность же авторов на наивысший результат репрезентации, на так называемый «выставочный формат» произведений, безусловно, более соответствует ожиданиям потенциальных потребителей.