«Флюксус: атласы российской истории». Главный штаб. 21 сентября - 3 ноября 2013.

img_6620

Движение, которое низводит «высокое» и заигрывает с повседневным. Манифестация отказа от авторства, профессионализма и коммерции. Самоирония и нарочитая простота. Целая философия, начавшаяся в 50-е – 60-е годы ХХ века и тихо угасшая к началу 70-х. Все это – «Флюксус».

У художников «Флюксуса» не получится выделить общую черту: в разное время участниками были Йозеф Бойс, Йоко Оно, Карлхайнц Штокхаузен, Нам Джун Пайк, Джон Кейдж – всего около 30 артистов. Основателем движения принято считать литовско-американского художника Джорджа Мачюнаса. По одной из его работ и названа открывшаяся в Эрмитаже выставка.

img_6632

«Флюксус», который показали – это много-много архивных документов и свидетельств существования одного из самых мощных явлений ХХ века. Все вместе – довольно информативно, но не слишком презентабельно. Значительная часть экспонатов – тексты и фильмы. «Флюксус» в своей «естественной среде» – сложное и многообразное явление, которое после музеефикации выглядят какими-то плоским и искусственным, - как событие, которое мы воображаем, читая воспоминания очевидцев и участников. Все очень правдоподобно и детально, но очень далеко.

Отдельный зал посвящен проецируемым на стену фильмам Йонаса Мекаса, одного из зачинателей независимого американского кино. Зал поменьше - с фильмами других участниках движения на небольших экранах. Среди них короткометражки Дика Хиггинса, Джое Джонса, Йоко Оно и Нам Джун Пайка – антология из 37 fluxus films созданных в 1962–1970 годах.

img_6616

С одной стороны, в экспликации сказано: «работы, представленные на экспозиции, позволяют рассмотреть различные аспекты деятельности художников, в разное время участвовавших в движении Флюксус», а с другой – подзаголовок так или иначе концентрирует зрительское внимание на деятельности Мачюнаса. Его работы развивают тему исторического процесса, визуализации истории искусства, миграций и трансформаций художественных мотивов. В своей основе они близки к тому, чем занимался Аби Варбург в незавершенном «Атласе Мнемозина»: «нарезка» фрагментов произведений иллюстрирует переселение и трансформацию мотивов искусства.

Моментами кажется, что кураторы в сборке проекта ориентировались на принципы экспонирования живых организмов. Конечно, невозможно, чтобы сегодня объекты, созданные в рамках «Флюксуса» могли взаимодействовать со зрителем, как было задумано их авторами. Но на выставке оказалось слишком много формалина. Вместо сердец и мозгов - фингербоксы и тачбоксы под стеклянными колпаками с сопроводительными записками о том, что «идея этого объекта заключается в том, чтобы зритель поместил свой палец в отверстие коробки и почувствовал, что находится внутри». Было бы здорово полистать макет Атласа, это лучше показало бы наслоение событий и углубление в историю, нежели комментарий на этикетке у расброшюрованных листов кальки.