Nordic Wood. Выставочный зал Инженерного дома Петропавловской крепости. 5-20 октября 2013

02

Выставка Nordic Wood посвящена деревянной архитектуре. Тема может показаться незначительной. В Петербурге с самого его основания традиционные строительные технологии не в чести. И все-таки выставка обязательна к посещению. Во-первых, в таком количестве и на таком уровне современная архитектура не экспонировалась в Петербурге до неприличия долго. Во-вторых, на Nordic Wood можно разглядеть если не будущее архитектуры, то как минимум одну из его существенных сторон.

Nordic Wood появилась в результате коллаборации общероссийской премии АРХИWOOD и журнала «Проект Балтия» и российского отделения компании Honka. Национальная премия выставила проекты своих чемпионов, а журнал дополнил их работами архитекторов из стран Скандинавии и Прибалтики. Иностранцев отбирали по тому же принципу, что и наших — чтобы каждая работа на родине была отмечена специализированной наградой. С локальными соревнованиями есть одна незадача. Премии вручаются с разной периодичностью и многие победители 2012 года еще не определены. Чтобы снять это противоречие, кураторы самостоятельно отобрали проекты прошедшего года. Кроме того петербургская версия Nordic Wood дополнена местными деревянными достижениями последних десяти лет. В результате получилась выборка, которая отражает актуальное состояние архитектуры из дерева.

Экспозицией Nordic Wood занимались москвичи Никита Асадов и Елизавета Фонская из бюро MADETOGETHER. Архитекторы реализовали простой, но эффектный замысел. Все проекты напечатаны на листах клееной фанеры. Доски для этого выбрали основательные, под два метра высотой. Фактура дерева проступает сквозь краску, уплотняет цвета, а в залах буквально пахнет древесиной. Фокус с досками удался не случайно. Фактура, цвет, теплота — эти качества древесины всем известны. Кажется, что и архитектура должна быть главным образом про это. Но на деле все совсем не так. Древесина – это высокотехнологичный строительный материал. И архитектура, сделанная из дерева, говорит о современности, а не спекулирует на воспоминаниях о домиках в деревне.

Конечно, современность не есть нечто гомогенное. В Скандинавии ее больше чем в Прибалтике. В Петербурге меньше, чем в Эстонии. В общем, живем мы хоть и в одном регионе, но все еще в разных экономических и технологических обстоятельствах. Но несмотря на это, главные моменты выделить все же можно.

Первое — это конструкция. В отличие от бетона, традиционного городского материала, дерево имеет ряд существенных ограничений. Максимальная длинна пролета определяется высотой сосны. Несущая часть также устроена по-особому — здание удерживается при помощи ребер жесткости, а не каркаса.

01

По существу, современная деревянная архитектура — это мебель, раздутая до размера здания. Жилые шкафы могут достигать внушительных размеров. Из-за того, что конструктивные элементы производятся не на месте, а в цеху, у деревянной архитектуры появляется еще одно необычное качество. Работа на площадке занимает значительно меньше времени. Отдельные объекты могут быть собраны всего за день. Это свойство приходится кстати при организации временных общественных пространств. И вообще, дерево оказалось идеальным материалом для организации всяческих архитектурных затей. Древесина — психологически комфортный материал. Она экологична, деревянный павильон всегда можно попросту разобрать и сжечь. Опять же, в связи с таким недолговечным предметом бессмысленно спорить о вкусах.

Скорость и доступность — те качества, которые делают дерево материалом будущего российской архитектуры. В некотором роде даже настоящего, если ограничить отечество пределами Садового кольца. В Москве начался процесс, который в скором времени хорошо бы, если захватил всю страну. Архитектура обрела нового заказчика – общество. И здесь как раз сыграли свою роль качества дерева. Для шахматного клуба в Нескучном саду не так уж важно, как он нарисован.

03

Важно то, что архитектура понятна ее пользователям именно благодаря использованию дерева. В городе даже появилась институция, ориентированная в сторону горожан. В том смысле, что «Стрелка» постоянно репрезентирует свою деятельность в общественном пространстве. Понять, в чем заключается эта деятельность, не всегда просто, но совершенно ясно, почему сама институция выполнена в дереве.

04

За городом образовался и флагманский фестиваль. «Архстояние» — это площадка экспериментов все с тем же базовым материалом. Тут работают архитекторы в диапазоне от Александра Бродского до Бориса Бернаскони. Результат их работы собирает аудиторию побольше, чем на рок-концертах.

05

После кризиса 2008 года казалось, что российская архитектура впадет в спячку. Пасьянс архитекторов сложился. Для новых имен попросту не осталось денег и заказчиков. Ситуацию спасла гениальная в своей простоте мысль — сделать что-нибудь для людей, а значит — что-нибудь из дерева.