«Это я, это я» (Ore Ore). Режиссер: Сатоси Мики. Сценарий: Сатоси Мики, Томоюки Хосино. В ролях: Кадзуя Каменаси, Юки Утида, Ре Касэ, Эри Фусэ, Ре Ивамацу, Мидорико Кимура, Кинако Кобаяси, Мари Матида, Судзуки Мацуо, Ютака Мацусигэ. Япония, 2013.

kinopoisk_ru-Ore-Ore-2249586

Продавец бытовой техники Хитоси Нагано видит себя успешным фотографом и лучшее, что может придумать для осуществления своей мечты — украсть телефон некого Дайки, поедающего рядом гамбургер в ресторане фастфуда. Взамен Дайки каким-то образом крадет личность Хитоси, да так, что теперь и мать родная не узнает. Зато мама Дайки называет Хитоси своим сыном, бросается ему на шею и списывает странное поведение юноши на усталость. Спустя какое-то время Хитоси и Дайки встречаются снова, а после к ним присоединится студент по имени Нао, похожий на них как две капли воды. Сначала пришествие третьего «я» – хороший повод выпить пива, однако с каждым днем Хитоси становится все больше, и дело принимает серьезный оборот.

Пытаться понять происходящее на экране даже не стоит. Комедия выдает себя за типичный японский комикс мангу: в бесконечных сюжетных линиях легко запутаться, а персонажи время от времени перестают друг друга узнавать. Иногда «веселые картинки» оборачиваются красивой историей любви с препятствиями, иногда – пародией на безликость современного города, а во второй половине фильма – и вовсе триллером со всей положенной жанру ужасов атрибутикой (литры крови, звонки с незнакомых номеров, труп в душе). По сути же весь этот винегрет представляет собой клиническую шизофрению, выхода из которой нет и не предвидится. Превращения (иностранная пресса уже сравнила «Это я, это я» с новеллой Кафки, чем сильно польстила Сатоси Мики) происходят исключительно в голове героя, ну и, возможно, к концу сеанса — зрителя, если последний до конца продержится.

Основная ставка при съемках была сделана, конечно, не на знатоков Кафки, а скорее на увлеченных известной поп-группой Kat Tun японских девочек. Их идол, певец Кадзуя Каменаси, не просто исполнитель главной роли в фильме. Он честно отдувается за бесчисленное количество персонажей, на которых Хитоси чудным образом распадается на протяжении всей картины. Поработавший не только с голосом, но и лицом Кадзуя Каменаси, безусловно, вытягивает фильм из бездны абсурда раздражающего. И переводит его в абсурд легкий и приятный, радующий глаз.

kinopoisk_ru-Ore-Ore-2249584

Тем не менее, «Это я, это я» – фильм проходной, малоинтересный и незначительный для европейского и русского зрителя. В Петербурге он идет в Малом зале кинотеатра «Родина», и утренние показы отменяют из-за отсутствия проданных билетов. В Японии же залы полнятся фанатами не только творчества лидера Kat Tun, но и поклонниками бестселлера Томоюки Хосино.

«Орэ орэ» (оригинальное название фильма идентично заголовку книги) получил два года назад почетную премию Киндзабуро Оэ. Смысл премии в том, что кандидата определяет лично живущий ныне великий классик и лауреат Нобелевской премии по литературе. Сначала Оэ беседует с автором, затем произведение публикуется в почетном журнале «Гундзо», а после роман переводят на один из выбранных автором европейских языков.

В этом смысле «Это я, это я» был в Японии одним из самых ожидаемых фильмов года и не разочаровал ни производителей, ни воспитанных в иной культуре зрителей. Да, он будто бы провисает больше, чем смешит и порой выглядит совсем уж наспех скроенным и картонным. Но «Ирония судьбы» тоже задействовала все рецепторы исключительно русского или не первый день живущего в России человека — японец коронное «о, тепленькая пошла» вряд ли оценит по достоинству. И в то же время «Это я» и «Ирония судьбы» открываются похожими саркастическими кадрами одноликих домов, где не только соседа с соседом, самого себя с собой перепутаешь.