«Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины». Эрмитаж, 9 октября 2013 - 12 января 2014.

schlemmer-1937 Оскар Шлеммер "Интерьер с шестью фигурами" 1937

В 2007 году на постоянное хранение в Альбертину было передано собрание семьи Батлинер. Почти в то же время желание показать работы из этой коллекции возникло и у сотрудников отдела западноевропейского искусства Эрмитажа. Больше пятисот произведений, собранные влиятельным юристом из Лихтенштейна, которые в Вене демонстрируют под девизом «От Моне до Пикассо», сразу же превратили известное собрание графики в один из важных музеев европейского искусства первой половины ХХ века. Привезенные в Эрмитаж картины и рисунки, - пусть на те несколько месяцев, пока идет выставка, - также способны восполнить пробел в его коллекции. Хотя финансовая оценка в полмиллиона евро, звучавшая в прессе при заключении соглашения с музеем, с тех пор только возросла (не в последнюю очередь благодаря музейным показам), коллекция Герберта Батлинера выгодно отличается от таких нуворишеских собраний, как недавно показанная в Эрмитаже коллекция греческого судовладельца, поскольку состоит из вещей, которые тщательно подбирались одна к одной в течение долгого времени. И кураторы нынешней выставки, двое авторитетных эрмитажных специалистов, Борис Асварищ и Михаил Дединкин, блестяще смогли проявить это свойство.

Не скрывая своих предпочтений, для экспозиции они отобрали 55 произведений. Экспрессионизм понимается шире, чем в исторических границах первых полутора десятилетий века. Присутствуют и работы 1920 - 30-х годов, - не только «Мост», но, например, живопись Оскара Шлеммера и Иоганнеса Иттена из «Баухауза» вместе с двумя органическими фантазиями Франтишека Купки. С должной скромностью выставлен непременный зрительский хит - «Молодая женщина в рубашке» Модильяни. Есть здесь все, что объединяется понятием «парижская школа», - Пикассо, Грис, Сутин, Руо, и такой подбор, кажется, очень типичен для петербургских музейщиков и историков искусства.

nolde1908 Эмиль Нольде "Зимнее солнце" 1908

Вся выставка очень деликатно «оркестрована»: традиционная, даже консервативная позиция кураторов проявляется в подходе к экспозиции. Сразу становится ясно, что они как мало кто любят показываемое искусство и дорожат им, давая прозвучать отдельно каждой картине в зале. Возможность непосредственного эмоционального восприятия экспрессионистов в музейных стенах и спустя сто лет настолько мала, что ограничивается сейчас сугубо личным индивидуальным опытом. Но все же в России, где искусство ХХ века не окончательно превратилось в обязательную часть канона, увеличивается шанс зрителя проникнуться оригинальной интонацией этих произведений.

Две линии в экспозиции намечены сильнее остальных, но проведены без нажима. Первая связана с работами Эмиля Нольде. Одна из лучших показанных работ — символистски обобщенный пейзаж «Лунная ночь» 1914 года. Он поддержан несколькими графическими работами, среди которых «Зимнее солнце» 1908 года, - в этой небольшой акварели связь немецких экспрессионистов с романтиками устанавливается напрямую.

kokoschka-1934 Оскар Кокошка "В саду II" 1934

Второй герой выставки - Оскар Кокошка. На протяжении всех 1930-х годов Кокошка — изгнанник, но его живопись становится с этого времени и на ближайшие два десятилетия образцом классической гармонии, наполненности формой и цветом. Недаром в центр выставки поставлен его несомненный шедевр «В саду II». Эрмитажный контекст провоцирует на сравнения - ну хоть с рубенсовским «Вакхом», тем более, что показанные рядом акварельные этюды сделаны художником в 50-е годы с мраморов Микельанджело. Из двух работ с таким названием, написанных в 1934 году, другая «В саду» находится в коллекции Генриха Наннена, - еще одном немецком частном собрании экспрессионистов, также переданном в музей в Эмдене. К сожалению, пока в России неоткуда взяться собраниям искусства ХХ века такого уровня, каждая выставка в Эрмитаже становится наброском того, без чего нельзя представить ни один музей современного искусства.