«Армагеддец» (The World's End). Режиссер Эдгар Райт. Сценарий: Саймон Пегг, Эдгар Райт. В ролях: Саймон Пегг, Ник Фрост, Пэдди Консидайн, Мартин Фриман, Эдди Марсан, Розамунд Пайк, Пирс Броснан, Дэвид Брэдли, Стив Орам, Томас Ло. Великобритания, 2013.

The World's End

Как быть, если тебе уже около сорока лет, а самое яркое воспоминание в твоей жизни — это то, как в юные годы ты безуспешно пытался обойти со школьными друзьями двенадцать пабов родного городишки? Оставить прошлое позади и наконец повзрослеть? Нет, это не выход для легендарного короля — Гэри Кинга: он вновь соберет своих товарищей и теперь они смогут дойти до финальной точки —  до паба с говорящем названием «Конец света». Вот только старые друзья уже изрядно постарели: обзавелись работой, семьями, обязательствами и потому не склонны разделять энтузиазм своего инфантильного приятеля, у которого, судя по всему, проблемы не только с алкоголем, наркотиками и законом, но ещё и со здравым смыслом и чувством совести. С другой стороны, что может плохого случиться, если бывшие одноклассники съездят в родное захолустье и выпьют там вместе пива? Не допьются же они до нашествия инопланетян, да и похмелье — это ещё не конец света... В общем, наивные ребята.

«Армагеддец» (в оригинале «Конец света») — заключительный фильм знаменитой трилогии Эдгара Райта и Саймона Пегга «Кровь и мороженое». Как и в предыдущих двух частях в нем герои едят мороженое Cornetto, а главные роли исполняют Саймон Пегг и Ник Фрост. Для тех, кто каким-то чудом никогда не слышал о комедиях «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые», следует сразу пояснить, что  «Кровь и мороженое» —  это изящная британская пародия на популярные киножанры, которая, к счастью, даже отдаленно не имеет ничего общего с бездарно-пошлой серией фильмов «Очень страшное кино». Те же, кто знают, о чем идет речь, вероятно, задаются только одним вопросом : удалось ли создателям трилогии сохранить прежний высокий уровень свой работы? Ответ: да, удалось. Пародия как всегда получилась очень остроумной.

На этот раз осмеянию подверглись многочисленные триллеры про инопланетян, подменяющих людей на их бездушные копии. Самый известный среди них — «Вторжение похитителей тел», снятый ещё в 50х годах как реакция на Холодную войну и «Красную угрозу». Можно найти сходство и с фильмом  «Чужие среди нас», предупреждающего зрителей о том, что человечество зомбируют захватившие власть инопланетяне. Правда, для Эдгара Райта и Саймона Пегга опасность, исходящая от пришельцев, ассоциируется не с правительственным заговором или иноземными захватчиками, а со страхом вернуться в родной городок, в котором когда-то было невероятно хорошо, а теперь, оказывается, беспросветно убого.

2013-08-23-theworldsend2

Инопланетную вакханалию создатели «Армагеддца» разбавили элементами постапокалиптической драмы наподобие боевика «Книга Илая», хотя ориентировались они скорее всего на классическую английскую литературу — научную фантастику  Джона Кристофера и Джона Уиндема. Впрочем, не обязательно знать все культурологические подтексты, чтобы получать удовольствие от просмотра картины. Тем более, что после выпитого персонажами пива фильм приобретает невероятную динамику, а герои —  супер-способность драться с такой силой и изяществом, что даже Чак Норрис не решился бы вмешиваться в их алкомарафон. Другое дело — инопланетяне: глупые роботы не могут сразу осознать с кем они связались.

На этой несерьезной ноте можно было бы завершить наш обзор, если бы не одно важное «но»: на фоне других частей трилогии «Армагеддец» выделяет нечто совершенно несвойственное двум предыдущим комедиям. «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые» были «чистыми» пародиями, в которых любые переживания героев оказывались лишь осмеиваемыми клише. Отважный рыцарь (Саймон Пегг) и его преданный оруженосец (Ник Фрост) бросали вызов миру в лице рассудительных соседей и «добропорядочных» стариков, доказывая, что жить нужно не по навязываемым правилам социума, а только так как хочется или, другими словами, «не напрягаясь». Однако в «Армагеддце» в сущности комическое противостояние неожиданно оборачивается чуть ли не трагическим конфликтом. Оказывается, благородная борьба за свою свободу обречена на поражение, а попытки сохранить счастливую молодость неизбежно ведут к саморазрушению. Так было всегда и так будет, пока мир, в котором мы живем не полетит в тар-тарары, потому что свобода — штука весьма дорогая.

Конечно, создатели фильма мастерски разбавили печальные размышления об ушедшей юности здоровым цинизмом и британским пивом, так что даже несмотря на грустное послевкусие, комедия получилась очень смешной. Но всё же создается ощущение, что Эдгар Райт и Саймон Пегг слегка подустали от работы в рамках заложенной ими же традиции и начали поиски других творческих путей. Как знать, может быть, в следующий раз их совместная работа удивит уже чем-то совершенно новым.