В рамках лекционной программы «Скандинавия: третий путь развития дизайна», подготовленной Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, 21 октября состоялась встреча с Эвой Шильдт. Шведский дизайнер прочитала лекцию на тему «Поэтический функционализм: работая в традициях шведского дизайна».

5

Эва родилась в 1974 году недалеко от Стокгольма, на маленьком острове, где не было ни одного автомобиля и ни одного моста, связывающего его с большой землей. Поэтому с ранних лет Эва добиралась в школу на собственной лодке. В этих поездках она ощутила полноту связи с окружающей природой – ее эмоции и настроение были очень зависимы от погоды.

Интерес к дизайну пришел к Эве через ее отца, работавшего доктором. Для хирургов огромное значение имеет развитость моторики рук, и в свободное время он постоянно что-то делал в своей мастерской. Наблюдать за его работой Эва очень любила. Высшее образование в области дизайна она получила в Стокгольме.

Эва поделилась с ART1 своими взглядами на дизайн:

«Я скандинавский дизайнер, но в своей работе я пытаюсь сделать вещи более мягкими и человечными, не такими аскетичными, как это принято на севере. Северные дизайнеры не такие эмоциональные и вдохновляют меня в меньшей степени, за исключением, может быть, Йозефа Франка.

1

Скандинавский дизайн мне всегда казался скучным, а я люблю красивые вещи, поэтому тяготею к итальянскому дизайну — он более забавный. Мой кумир это Ахилле Кастильоне. Но это не значит, что мой дизайн выглядит как итальянский.

2

Мне нравится работать с древесиной и металлом, им можно придавать очень точные формы, делать их более мягкими. Как правило, мои проекты рождаются произвольно, я не очень завишу от заказа. Когда я была еще студентом, то много участвовала в различных конкурсах, и стоя в огромном ряду Сателлита на Миланском Мебельном салоне, наблюдала сотни людей пробегающих мимо. Я поняла, что мой дизайн должен сразу привлекать внимание. Этот опыт очень помог в будущем, при работе с компанией ИКЕА.

3

Я не стараюсь придерживаться определенного стиля, но когда смотрю на свои произведения, думаю: «О боже, они все такие одинаковые». Я думаю, это происходит потому, что у меня уже выработался собственный почерк. Я стараюсь не следовать моде. Когда я создаю что-то, задумываюсь, будет ли это привлекательным через сотню лет, когда окажется в винтажной лавке.

Весь Скандинавский дизайн можно обозначить как юнисекс. Материалы могут быть более «мужскими», как в моем случае, но я стараюсь компенсировать это формой, делая ее более мягкой и эмоциональной. Сейчас не очень важно быть еще и ремесленником, можно использовать любой материал. Большинство проектов вообще создается в отрыве от дизайнера, где-нибудь на производствах в Китае. Это конечно, не очень хорошо – дизайнер не получает обратной связи, не обучается нюансам технологии, но что поделать, такая сейчас ситуация».

4

На лекции Эва говорила о шведской традиции аскетизма, которая пришла из протестантской реформы и закрасила белилами орнаменты и фрески храмов, о связи с природой и высокой экспрессии северных народов, о тоске по свету и любви к собственному жилищу, о социальной направленности шведского дизайна и рационализме модернизма, пришедшегося по вкусу шведам.

Более подробно с творчеством Эвы Шильдт можно познакомиться на ее сайте.