27 октября в Инженерном замке открылась выставка живописи Сильвестра Сталлоне.

2013_10_28_Sly 1

С того момента, как Русский музей объявил о своих планах показать живопись знаменитого актера как художника и представить звезду боевиков звездой живописи, СМИ уделяли этой выставке внимания больше, чем любому другому из проектов музея. Из одного издания в другое кочевали истории о том, какую важную психотерапевтическую роль в судьбе Слая после потери им сына сыграло занятие живописью, при этом собственно искусство мало кого интересовало. Это и понятно: некоторые звезды кино и музыки выпускают под своим именем одежду, а некоторые — искусство, и непосредственное участие в их создании или мера таланта того, чье громкое имя написано на этикетке, не так уж важно.

2013_10_28_Sly 2

Мало того, современное искусство словно и создано для этого: известно, что многие произведения признанных звезд контемпорари-арта создаются почти промышленным способом, с помощью нанятых бригад ремесленников: никто не спрашивает у Дэмиена Херста или Аниша Капура, своими ли руками художник построил инсталляцию, - главное, что он это придумал. В этом смысле Слай как художник даже кажется честнее и старомоднее, почти как его киногерои: он сам пишет эти картины, стереотипный абстрактный экспрессионизм с примесью поп-арта. Возможно, выставка живописи Сильвестра Сталлоне способна повлиять на отечественные художественные вкусы: вместе с именем боксера Рокки в сознание массового зрителя проникнет язык современного искусства, пусть и в самых расхожих и салонных образцах.

IMG_0493

Перед открытием состоялась пресс-конференция с участием Владимира Гусева и Евгении Петровой, и надо заметить, что не всякая большая и серьезная выставка открывается с участием директора музея. Настораживает и следующий факт: выставка Сталлоне привезена в Русский музей кельнской Галереей Гмуржинска, которая экспонировала ее в своем филиале на горнолыжном курорте Сент-Мориц весной 2011 года. Имя владелицы этой респектабельной галереи, Кристины Гмуржинска, хорошо знакомо исследователям русского авангарда: она причастна к исчезновению полотен Малевича из коллекции Николая Харджиева и приторговывала работами сомнительного происхождения. Альянс государственного музея с крупнейшей коллекцией русского авангарда и галереи с подобной репутацией не может не настораживать.

2013_10_28_Sly 3

К Сталлоне вопросов нет: состоятельный (и состоявшийся) человек может делать все, что захочет: хоть писать картины, хоть летать на Луну, - и рассчитывать при этом на внимание СМИ ко всем своим действиям, даже к неталантливой живописи. Но подобный коммерческий проект не лучшим образом характеризует музей, в котором яркие, интересные выставки с оригинальной кураторской концепцией и качественным экспозиционным дизайном являются, как это не жаль, редким исключением.