Журнал «Антиква» побывал на «Антикварном салоне-2013» (19-27 октября, Москва, ЦДХ) — как информационный партнер и как исследователь ситуации на российском антикварном рынке.

20131019_081534

Интерес, проявленный к «Антикве» участниками и посетителями, и некоторая ревность со стороны московского журнала «Среди коллекционеров», до настоящего момента в одиночку исследующего тему собирательства, демонстрируют одно — дефицит профессиональной периодики оставляет простор для энтузиастов, берущихся освещать пространство коллекционирования. Поэтому будем считать наш дебют событием ожидаемым и благосклонно воспринятым.

Наибольший интерес на «Салоне» для северного глаза представляли галереи, экспозиции которых были целиком посвящены определенной теме. Хаос восточного рынка, конечно, сулит возможности быстрой продажи со стенда, но вряд ли поддерживает имидж владельца как опытного исследователя. Тут российские галереи еще далеки от европейских коллег, которые рассматривают выставки скорее для демонстрации собственного профессионализма, чем в качестве рыночной площадки. Видимо, отечественный покупатель пока еще не нуждается в консультациях профессионалов, а предпочитает ориентироваться на собственный, часто не очень изысканный вкус.

Приятное исключение составили стенды:

Галерея TRANSATLANTIQUE представляет коллекцию предметов французского ар-деко. Минимум выставленных объектов уравновешивался их высоким эстетизмом и великолепной реставрацией (может, даже чрезмерной – скрывающей отпечатки времени);

20131019_083157

Салон «Алексеевское подворье» специализируется на предметах в русском стиле из художественных центров Абрамцево и Талашкино. Он представил коллекцию мебели и предметов художественного ремесла, а также подборку профессиональной литературы по данной теме;

20131019_083647

Галерея «Петербургский антиквар» заняла наиболее разумную позицию, выставившись одновременно на двух площадках. На одной показывали изысканное собрание русской живописи конца XIX - начала XX веков, на другой — предметы различных стилей, эпох и государств. Судя по табличке «Резерв» напротив зимнего пейзажа Ю. Ю. Клевера, появившейся немедленно после открытия, эта стратегия приносит свои плоды.

2013_10_30_Antiqua_salon_2013

Некоторые частные коллекционеры и мелкие галереи представили интересные экспозиции, из которых наибольшее впечатление произвели собрания японского искусства и художественного ремесла, французского стекла периода модерна, русского и советского фарфора.

20131019_094820 Из собрания Татьяны Ярославовны Лаба

С сожалением приходится констатировать тот факт, что до России еще не докатилась европейская мода на коллекционирование шедевров мирового дизайна периода индустриализма. А ведь еще 20 лет назад идея коллекционировать ар-деко вызвала бы, как минимум, непреодолимый скепсис.

Обилие публики свидетельствовало о сохранении устойчивого интереса к предметам роскоши и коллекционирования, а появление сбалансированных собраний и их профессиональная демонстрация говорят о движении антикварного рынка в направлении большей упорядоченности и профессионализма.