«Маттерхорн» (Matterhorn). Режиссер и сценарист Дидерик Эббинже. В ролях: Рене ван’т Хоф, Тон Кас, Ко Эртз, Кеес Альбертс, Лукас Дийкер, Порги Франссен, Алекс Клаассен, Элиз Шаап, Ариан Шлутер, Сигер Слоот. Нидерланды, 2013.

10786154

Маттерхорн – это величественная гора в Альпах между Швейцарией и Италией. Действие же фильма разворачивается в маленькой патриархальной голландской деревушке, где нет ничего возвышенного и прекрасного. Размеренная жизнь селян состоит из походов в церковь, посещения магазина и бесед между собой. Жизнь в пределах нормы – никаких эксцессов, никаких чрезмерных эмоций, всё ровно и правильно, иначе говоря – нормально. Нормализующую функцию исполняют практики похода в церковь и соблюдения приличий. Жизнь в пределах жестких моральных норм малого сообщества выступает синонимом жизни в одиночестве.

Главный герой Фред, такой же, как все, только более одинокий: жена умерла, о сыне он и говорить не хочет. Как все, он проводит свои дни – завтрак, магазин, обед, молитва, ужин, церковь по воскресеньям. Между исполнением этих, почти ритуальных, действий он слушает кассету, надписанную «Йохан, 6 лет», с которой звучит ария «Erbarme dich, mein Gott» («Смилуйся, мой Бог») из «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Но вот однажды что-то отвлекает его от музыки, у порога его дома появляется неизвестный по имени Тео, который и говорить-то толком не может, которого можно вполне описать как ненормального. Его появление совершенно переворачивает размеренную одинокую жизнь Фреда.

Что так привлекает Фреда в Тео? Что привлекает к Тео и Кампса, его соседа, такого же одинокого, верного церкви и увлекающегося фотографией? Неужели в них пробудились нетрадиционные эротические влечения? Вовсе нет. В Тео есть непосредственность, отзывчивость и честность, то, чего так не хватает в нормализированном мире маленькой деревни. Тео преисполнен сострадания к ближнему и сочувствия его душевным терзаниям. Это прекрасно раскрыто в сцене ночного бракосочетания в церкви: он не может оставить одинокого и рыдающего Кампса. Тео, практически не говорящий и учащийся вновь жить в человеческом обществе, стремится сбежать из него, он находит общий язык с животными, он стремится к ним, наделенным лишь чистым присутствием и лишенным моральных шор. Фред, терзающийся чувством вины за то, как поступил с сыном, чувствует в Тео такого другого человека, который одним своим присутствием способен привести его к новой жизни в гармонии с собой и другими – такими, какие они есть. Фред проходит долгий путь инициации, освобождения от предрассудков и стереотипов. Он идет против общественных норм своего прихода и в конечном счете признает свою вину в несправедливом отношении к сыну.

Музыкальная составляющая фильма раскрывает сюжетную линию евангельского уровня. От мучительной скорби, ежедневно реализуемой в прослушивании Фредом арии «Смилуйся, мой Бог», которая воплощает кульминацию евангельского сюжета, где апостол Пётр, трижды предав Христа, горько раскаивается в содеянном, в начале фильма – к просветлению, освобождению от духовных терзаний через примирение с сыном-геем, исполняющим в клубе песни с красноречивыми названиями «I am what I am» и «This is my life».