«Жизнь Адель» (La vie d'Adèle). Режиссер Абделатиф Кешиш. Сценарий: Абделатиф Кешиш, Галия Лакруа, Жюли Маро. В ролях: Адель Экзаркопулос, Леа Сейду, Салим Кешьюш, Орельен Рекуан, Кэтрин Сали, Бенжамин Сиксу, Мона Валравенс, Альма Жодоровски, Жереми Лаэрт, Энн Лорье. Франция, 2013.

la-vie-d-adele

Победитель Каннского фестиваля этого года  — «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша — фильм об однополой любви, откровенность которого вызвала бурные обсуждения среди кинокритиков. Однако длительные постельные сцены, как и тот факт, что они происходят между двумя девушками, едва ли можно назвать важнейшими особенностями этой французской мелодрамы.

Старшекласснице Адель повезло в жизни больше, чем многим её сверстникам: у неё есть любящие папа с мамой, дом с достатком, вполне привлекательная внешность. Как и полагается благополучным подросткам, она учится в школе с переменным успехом, ходит на митинги против социального зла, ужинает с родителями при включенном телевизоре и проводит время с бойфрендом Томом, который, по мнению её болтливых подружек, один из самых сексуальных парней в школе. Вот только есть одно «но»: неожиданно для всех, в том числе и для себя самой, Адель влюбляется в синеволосую художницу-студентку по имени Эмма, и с этого момента вся её жизнь определяется началом и концом этих сложных взаимоотношений.

Сюжет трехчасовой «Жизни Адели» можно рассказать буквально за минуту, при этом не боясь испортить спойлерами впечатление от предстоящего просмотра картины. Причина этого в том, что фильм складывается из детального изображения ежедневной рутины героини: камера дотошно фиксирует, как Адель жадно ест макароны, как неловко общается с малознакомыми людьми, как уверенно занимается любовью. Причем никаких «восклицательных знаков», вроде резко меняющейся манеры съемки или эмоциональной музыки, задающей правильный настрой в нужные моменты. В конечном счете всё одинаково значимо и интересно. Даже беседы на обычные темы получаются почти такими же напряженными и волнительными, как подробные сцены секса, которые, кстати, несмотря на свою страстность, доведены почти до искусственного совершенства. В остальные же моменты фильма подчеркнутая внимательность к живым деталям нередко приводит к чрезмерной физиологичности, впрочем, всё естественное оказывается хоть и не гламурно прилизанными, но уж точно не безобразным.

Нарочитая обыденность с которой снята история любви Адель и Эммы противоречит сюжету графического романа Жюли Маро «Синий — самый тёплый цвет», легшего в основу картины Абделатифа Кешиша. В его фильме, в отличие от комикса, никто из героев не умирает, социальные предрассудки не играют особой роли, да и замени режиссер студентку Эмму на мужчину, сюжет бы фильма от этого совсем не пострадал. Адель все равно предпочла бы скучному красавцу Тому, никогда не читавшему книг, талантливую и сильную личность художника. В итоге проблемы остались теми же, может, чуть менее сложными, но в конечном счете всё-равно нерешаемыми. Такой подход режиссера даже по-своему приятен, особенно на фоне истерии, возникшей в России вокруг однополой любви. Наконец-то гомосексуалисты показаны на экране не как обнаглевшие извращенцы или невинные мученики, но как обычные люди, у которых совершенно нет цели привлекать к себе нездоровое внимание добропорядочной публики.

tumblr_mvdnur6JHw1rswe3no1_1280

Причина, по которой Адель и Эмма не смогли жить вместе — банальна, и заключается она не в трудностях однополых взаимоотношений, а всего лишь в том, что героини — слишком разные люди. Адель может сколько угодно есть ненавистные ей устрицы, пить вино, которое посоветовал ей отчим Эммы, носить синее платье, вспоминая о прежнем цвете волос возлюбленной, но всё это не отменит того факта, что она дочь своих правильных родителей, обычная ученица, а потом и учительница, которая не решается написать свой собственный роман. Поэтому раскованная Эмма хоть и испытывает нежность к этой милой не богемной девочке, но встретить с ней старость никогда не захочет. Адель же остается только обреченно плакать, пытаясь забыть свою единственную любовь.

Мы привыкли к тому, что почти все художественные кинокартины, будь то мыльная опера или серьезная экранизация классики, ставят перед стремящимися друг к другу людьми труднопреодолимые препятствия: вражду семей, козни разлучников, социальное неравенство. Фильмы и литература воспитали в нас уверенность в том, что одного упорства достаточно для того, чтобы сокрушить любые преграды и воссоединиться с тем единственным или с той неповторимой, о которой грезишь ночами. В реальности всё оказывается иначе: гораздо прозаичнее, а оттого сложней и безысходней. Такова жизнь, причем жизнь не только Адель. И то, как точно Абделатиф Кешиш сумел рассказать об этом, безусловно, заслуживает наград и лестных отзывов кинокритиков.

Трейлер к фильму