13 ноября в Петербурге завершился 11-й фестиваль «Мультивидение» — первый российский фестиваль анимации, имеющий международный статус. Арт1, посетив показы десятков мультфильмов, пришел к выводу — пропускать такие мероприятия нельзя.

«Шерлок Холмс и черные человечки». Режиссер Александр Бубнов. 2012. «Шерлок Холмс и черные человечки». Режиссер Александр Бубнов. 2012.

Ежегодно в России проходит огромное количество различных фестивалей, знакомящих зрителей с новинками кинематографа той или иной страны. Информации о том, что происходит в мировой анимации, значительно меньше. Как правило, в кинотеатрах показывают полнометражные мультфильмы, в основном производства DreamWorks и Disney/Pixar, а короткий метр и вовсе остается без внимания: многие интересные анимации в этом формате можно найти лишь в интернете. Поэтому ежегодный фестиваль «Мультивидение» это не только яркое, но и очень востребованное событие в культурной жизни страны.

Отличительной особенностью фестиваля является невероятное разнообразие его программы. В рамках «Мультивидения» в киноцентре «Родина», открытой студии «ЛенДок» и музее современного искусства «Эрарта» были показаны мультфильмы, демонстрирующие многообразие жанров, стилей и  видов техники современной анимации со всего света. Единственное требование,  выдвигаемое к работам фестиваля, это хронометраж, который не должен превышать тридцати минут. Впрочем, краткость сложно назвать ограничением. Напротив, она стимулирует аниматоров творить с большей, чем это необходимо в полнометражном кино, глубиной и выразительностью. Кстати, Луис Ньето  французский видеохудожник, специальный гость фестиваля «Мультивидения», поведал, что так и не смог создать полнометражный фильм. По словам режиссера, данный формат, в отличие от короткого метра, сильно ограничивает его творческую свободу.

Пытаясь упорядочить пёстрый материал, состоящий из более чем двух сотен мультфильмов, организаторы фестиваля провели несколько показов мультфильмов, разделенных по тематическим и географическим признакам. Конечно, такое деление было весьма условным и не отличалось особой жесткостью. Так, сюрреалистический фильм «Одинокие кости» был создан совместными усилиями французов и голландцев и потому показан не только в рамках ночи французской анимации, но и во время демонстрации фильмов нидерландских художников. А анимационный ролик о наказании гения-изобретателя «Первобытный папа» Владимира Данилова, вошедший в программу детских мультфильмов, хоть и очень рассмешил маленьких зрителей, но при этом явно создавался с ориентацией и на взрослую аудиторию.

Не обошлось и без случайных перекличек режиссерских идей: в «Обиде» Аллы Будановой и «Падении Флойда» Алберта Хуфта и Пако Винка использовался один и тот же образ обиды как черного существа, отнимающего радость жизни у человека. Только, если мораль голландских художников учит не грустить в мире, в котором есть музыка, мороженное и симпатичные девушки, то русский фильм печально рассказывает о том, как случайная грубость или эгоистичный поступок могут полностью разрушить жизнь человека.

«Обида» (реж. Анна Буданова,  Россия, 2013). «Обида» (реж. Анна Буданова, Россия, 2013).

Способствуя культурному диалогу между разными странами, «Мультивидение» предоставило петербуржцам прекрасную возможность ознакомиться с особенностями голландской анимации, в основном рисованной, часто абсурдной, но в целом не поддающейся однозначному определению; современной французской мультипликацией, отличающейся высоким качеством и потому завоевавшей сразу несколько наград фестиваля; и, конечно же, современными русскими мультфильмами, большинство из которых вошло в детскую программу фестиваля. Приятно отметить, что работы наших соотечественников («Чертик на заборе» Розы Гиматдиновой, «При выходе не забывайте свои вещи» Нины Бисяриной и др.) нередко отличает тонкая лиричность как  рисунка, так и содержания истории. Кстати, именно российский мультфильм «Снежинка» Натальи Чернышовой победил в номинации «Лучший мультфильм для детей».

Гран-при фестиваля завоевал украинский, но очень близкий русскому зрителю фильм «Шерлок Холмс и черные человечки»   остроумная пародия на советский телесериал Игоря Масленникова о знаменитом сыщике. Лучшей студенческой работой была признана «Рапсодия» французская зарисовка, о том, как мама (во всех странах они одинаковые), словно дирижер в оркестре пытается управлять готовкой обеда и неугомонными домочадцами.

Название остальных номинаций отражает насколько разнообразный материал попадает на конкурс фестиваля и как тяжело оценивать его по одинаковым критериям. Приз за лучший визуальный ряд достался «Банкету наложницы», созданной Хефанг Вэй в стилистике традиционного китайского рисунка. Уже упоминавшиеся «Одинокие Кости» –  мрачный мультфильм, наполненный христианской символикой, был признан лучшим экспериментальным фильмом фестиваля. В номинации «Лучшая история» победила французская анимация «Женские письма», материализовавшая метафорический образ целительной силы женской любви. А награду за «За глубину и выразительность атмосферы» получил выдержанный в черно-белых и серых тонах мультфильм «Дикий» Даниеэля Соусы, рассказывавшего зрителю без единого слова об одиноком мальчике, выросшем среди волков.

Нужно отметить, что организаторы фестиваля проделали огромную работу по отбору лучших современных анимационных короткометражек. При этом они не ограничились показами мультфильмов, но пошли дальше и попытались разрушить стереотип об анимации как о специфической разновидности кинематографа. Как известно, сегодня художники стремятся к синтезу не только различных жанров, но и различных видов искусств, что было продемонстрировано выставкой «Движение образа и образ движения» в музее «Эрарта», а также лекцией - перформансом эпатажного французского режиссера Луиса Ньето, объединяющего анимацию с кино, театральными представлениями и даже со скульптурой. Гвоздем выставки в музее «Эрарта» стала видеоскульптура «Котобум», созданная французским художником в соавторстве с молодыми российскими аниматорами как отклик на значительную роль, отведенную котам в современном медиапространстве. Помимо этого на выставке были представлены видеоинсталяции, тяготеющие к декоративной абстракции или, напротив, потрясающие сложной красотой природы и средневекового искусства. От кинематографа эти работы отличает отсутствие нарративности, позволяющее сравнивать их с живописью или ожившей графикой. Отдельно стоит выделить работы петербургского художника Андрея Сикорского, чьи скульптуры, выполненные в стиле steam-punk, имеют весьма отдаленное отношение к мультипликации и потому на выставке окончательно размыли границы, отделяющие анимацию от других видов искусств.

Фестиваль «Мультивидение» длился в течение двух недель и за этот короткий период сумел донести до петербуржцев массу новой информации, описать которую полностью в рамках одной статьи не представляется возможным. При этом организаторы фестиваля никогда не пытались объять необъятное и показать абсолютно всё. Разнообразие программы — это  всего-лишь результат ориентации на обычных зрителей с разными вкусами и предпочтениями, а не на узкопрофильных специалистов со специфичными запросами. Ежегодно для конкурса «Мультивидения» отбираются только самые лучшие и самые новые анимационные работы, многие из которых в итоге показываются широкой публики впервые. Поэтому тем, кто не попал на мероприятия фестиваля в этом году, следуют обязательно сходить на него в следующем: среди широкого разнообразия анимационных работ, каждый сможет найти что-то интересное и лично для себя.