«Керту» (Kertu). Режиссер и сценарист Ильмар Рааг. В ролях: Майт Малмстен, Урсула Ратасепп, Лейла Сяялик, Кюллики Салдре, Пеэтер Таммеару, Пирет Лауримаа, Аарне Мяги, Эне Ярвис, Кайе Михкелсон, Хелена Мерзин, Хелене Ваннари. Эстония, 2013.

_MG_8316

«Керту», фильм самого известного эстонского режиссера из когда-либо существовавших, побил все рекорды: только в Таллинне картину посмотрело более 30000 человек еще до того, как она получила приз зрительских симпатий на кинофестивале в Любеке. Местная пресса горячо обсуждает причины, по которым «Диана» Оливера Хиршбигеля, любовная история принцессы, сильно уступает в популярности мелодраме Ильмара Раага с неприметным названием.  Дело тут не в национальной гордости или любви эстонцев к малой Родине: в 2007 году сети буквально взорвал номинированный на Оскар в категории «лучший зарубежный фильм» и получивший призы в Карловых Варах  «Класс», хоррор наших дней. Кровавые события в американском колледже «Колумбина» подтолкнули учившегося тогда в Америке Раага к созданию художественной драмы о безумных подростках. В Эстонии «Класс» рекомендовали к просмотру учителя и психологи в школах, в Россию фильм официально приехал только спустя три года. Но остаться незамеченным не хотел и не мог. «Класс» не просто кино о насилии, это – закат цивилизации; портрет целого поколения, впитавшего витающие в воздухе жестокость и садизм. В этом смысле место действия, будь то могущественная Америка или крохотная Эстония, не играет ровно никакой роли. Режиссер признавался, что фильм был снят за две недели, а диалоги зачастую прописывали делившиеся личными переживаниями непрофессиональные актеры, интуитивно понимающие, как могла бы выглядеть та или иная сцена. Итогом стала полудокументальная картина, настолько непосредственная и убедительная, что ей верили, кажется, куда больше, нежели изощренному «Слону» Ван Сента или даже любимому Раагом в советском детстве «Чучелу».

Сегодня ровно то же происходит с «Керту». Простая, безыскусная история любви словно выключенной из мира девушки и вечно пьяного, шатающегося от дома к дому бездельника Виллу никак, казалось бы, не может сравниться с жизненными передрягами любимицы всех европейцев – трагически погибшей принцессы Дианы. Но «Керту» в самом деле подкупает своей искренностью, неподдельной красотой любви, ломающей с треском все препятствия.

7661_626623

Действие разворачивается в сонной деревушке, где всех жителей можно пересчитать по пальцам, а главным событием является традиционно отмечаемая Иванова ночь. Слоняющийся по бабам Виллу подозрительно кашляет в перерыве между соитиями, количество которых он замеряет на ручных счетах. Внимая просьбам матери, он идет к врачу, чтобы выслушать неутешительный диагноз. Тот факт, что жить осталось недолго, мало занимает Виллу: суровые будни все равно не имеют особого смысла, а значит можно смело продолжать свой пропахший дешевой водкой путь в никуда. Но внезапное письмо местной умалишенной, ее написанное красивым почерком признание в любви лишает Виллу покоя, сбивает его с ног, дает ни на чем не основанную веру в то, что все может быть как-то иначе. Не очень понятно – как именно, но иначе. Знакомство с боязливой, безропотной Керту окончательно меняет представления Виллу обо всем. Однако, услужливые до той поры женщины и особенно родители тридцатилетней «идиотки» полагают, что Виллу ищет любовь не там, где она его поджидает. Против чувств двух людей выстраивается целая вереница преград и взаимных сомнений, а внезапно открывшаяся Виллу правда о домашних Керту бесжалостно, совершенно бесчеловечно испытывает его на прочность.

После того как «Класс» увидел свет, Ильмар Рааг был единодушно признан режиссером радикальным, не признающим компромиссов. «Класс» и «Керту» разделяет сериал о выживших после расстрела в школе подростках и полнометражная картина «Леди в Париже» с пожилой Жанной Моро в главной роли. Сегодня давний поклонник творчества Триера и его экспериментов с социумом Ильмар Рааг смотрит на мир куда гуманнее: он оставляет Керту право на счастье. Несмотря на прошлое, которое невозможно исправить и которое для многих в ее ситуации перечеркивает все возможные надежды. Несмотря на естественную боязнь злобной людской стаи, привычную покорность и согласие с кличкой «дурочка». Несмотря на то, что Виллу – далеко не лучший спутник и уж точно не самый верный друг. Вообще, он сомнительный тип, и место в аду, по меркам местной общины, ему давно уготовано.

pbno0ii4_5dz

«Керту» захватывает всецело, не оставляя места для вздохов или комментариев на ухо соседу во время просмотра. В начале фильма просто любуешься колоритом деревушки, успевая незаслуженно отметить, что сборы на праздник Ивана Купалы и обсуждение поездки в Таллинн мало интересны планирующим ежедневный график дел жителям какого-нибудь мегаполиса. Но по мере нарастания внутреннего напряжения понимаешь, как сильно можно ошибаться с преждевременными выводами. Ужас подкрадывается незаметно: свидетельства страданий Керту режиссер вырисовывает как бы между прочим, терпеливо раскрывая значение общественного мнения, предрассудков и воспитания в нашей на первый взгляд не зависящей от них жизни.  Подкосившиеся хижина и сарай матери главного героя противопоставлены большому, добротному дому родителей Керту, их зеленому, ухоженному саду с теплицами и яблоневыми деревьями. Равно как бесцельная жизнь Виллу напоказ – правильному, упорядоченному быту родителей Керту, скрывающим за фасадом такие режущие по живому «особенности», что если кто узнает, все равно не поверит или не посмеет рассказать. Бороться с подобными обстоятельствами сложно не только загнанной в угол, не имеющей права голоса и выбора Керту, но и любой службе помощи, будь то заботливая медсестра в своем кабинете, добродушные соседи или целая плеяда сострадающих горю девушки врачей. Нет сил на борьбу и у невольно вникающего в детали чужих тайн циника Виллу, только научившегося дышать иначе.

Но любовь  куда сильнее обещаний, нежных объятий и чувства единения под только проснувшимся солнцем. Любовь – это когда в попытке сломить все барьеры становишься невидимым и убиваешь противников не мечом и саблей, а терпением и настойчивостью. Любовь – это когда у тебя появляется союзник даже в самом неприглядном деле. Союзник, лишенный страхов и подавляющей любой характер трусости, который тебе всегда верит и быть с тобой никогда не перестает, хотя и «пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

 

Трейлер к фильму