Аладдин Гарунов «Метафоры преодолеваемых расстояний». Новый музей, 21 ноября 2013 — 9 февраля 2014.

img_2129

«Метафоры преодолеваемых расстояний» Аладдина Гарунова в Новом Музее — выставка художника, который достоин ретроспективы. Сейчас Гарунов, живущий и работающий в Москве, принадлежит к старшему поколению современных художников, происходящих с Северного Кавказа. В последнее десятилетие усиливается интерес к современному искусству, связанному с этим регионом: сначала уроженец Грозного Алексей Каллима, получивший известность в середине нулевых с чеченской темой, затем молодые художники, свободно владеющие языком контемпорари арта, - аварка Таус Махачева и чеченец Аслан Гайсумов, частые участники международных выставок (Махачева принимала участие в основном проекте четвертой, а Гайсумов — пятой московской биеннале). Художественный симпозиум «Аланика» во Владикавказе с участием петербургских, московских, иностранных художников проходит при поддержке ГЦСИ, в университете Нальчика курс по истории искусства читает профессор Иван Чечот и преподают Александр Сокуров и Валерий Гергиев. На фоне такого всплеска кавказской художественной активности родившийся в Дагестане Аладдин Гарунов выглядит арт-ветераном.

img_2131

Работы и циклы, показанные на выставке, дают ясное представление о его творческой эволюции. В 1985 году художник окончил Строгановское училище, его работы начала и середины 1990-х годов - это фактурные и в меру декоративные абстрактные холсты с элементами коллажа, очень опосредованно выражающие этнические мотивы. В те же годы художник открывает для себя материал, которому не изменяет с начала нулевых — техническая резина, грубая и черная, становится одним из его брендов.

img_2164

В истории искусства XX века это популярный материал, он лежит в основе синтетических красок, используется для скульптуры. Гарунов начинает работать с резиной как строительным материалом чистых геометрических форм. Здесь есть непременная отсылка к Малевичу - резиновые постмодернистские реплики черного и красного «Квадратов». Есть цитаты из Ричарда Серры - сложные пространственные фигуры из бывшей автомобильной камеры. Резина может быть и элементом повествования, когда между двумя черными полосами изнутри меняющегося просвета вылезает фотоколлаж кислотных цветов (инсталляция «Ночная жизнь»). Вместе с резиной в работах Гарунова появилась весомость осязания и запаха, материальность черного цвета, какую трудно достичь в живописи.

img_2134

В работах последних лет, таких, как серия «Зикр», определилась главная для художника исламская тема. Вот уже больше десяти лет ислам в устойчивой связке с угрозой не сходит с экранов новостей. В «Зикре» художник наносит на резиновую поверхность тексты арабской вязью, которую не понимает почти никто из зрителей его работ. Создавая в «Тотальной молитве» ассамбляж в духе Армана или Даниэля Споэрри, Гарунов пользуется уже всем понятными знаками, вроде молитвенного коврика. Политика случайно стала для художника подспорьем в поисках собственной идентичности, но Гарунов предпочитает говорить о ситуации в мультикультурном обществе обобщениями и символами.

img_2179

В работе «Тотальная молитва» реальность бытования ислама в современном мире существует только на видеоэкранах в документальных съемках, среди них — люди после молитвы в московской соборной мечети, толпой перепрыгивающие турникеты на станции метро «Проспект Мира». На фоне всем известных событий последнего времени, таких, как погром в Бирюлево, Гарунов создает политкорректное искусство, которое всегда найдет себе место в глобалистском мире. Будучи художником-модернистом, он исповедует последовательный формализм: заметно, что сочетание в одной работе различных фактур, - ковра, металла, резины, и еще меха, - увлекает художника гораздо больше, чем смысл, стоящий за этим материальным подбором.