«Советник» (The Counselor). Режиссер Ридли Скотт. Сценарий: Кормак МакКарти. В ролях: Брэд Питт, Натали Дормер, Майкл Фассбендер, Дин Норрис, Камерон Диас, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Горан Вишнич, Джон Легуизамо, Рози Перес, Эмма Ригби, Бруно Ганц, Сэм Спрьюэлл. США, Великобритания, 2013, 124 мин.

the-counselor-michael-fassbender-penelope-cruz

Преуспевающий адвокат, человек без имени (самый востребованный голливудский актер Майкл Фассбендер), намерен жениться: его девушка (Пенелопа Крус) оказалась так хороша под простыней ранним утром, что пора выбирать кольцо. Глаза невесты «два бриллианта в три карата» требуют соответствующих вложений, да и тщеславие манит в мир дорогого успеха. Дорогого настолько, что отдавать взамен придется самое ценное. Адвокат о последствиях предупрежден, но отрубленные головы в теории его не смущают: содействие в перевозке 20-милионной партии кокаина кажется ему плевым делом. На горизонте маячат обворожительная полудева-полуживотное в татуировках (Камерон Диас) и ее любимцы гепарды; Феррари в эпизодичной, но невероятно важной для любителей сексуальной экзотики роли; обдолбанный наркотиками и ненасытными желаниями делец (Хавьер Бардем) и знаток обратной стороны кокаиновой медали (Брэд Питт).

Такое количество звезд на одной съемочной площадке, сценарий живого классика Кормака МакКарти (создателя уже вошедших в историю книг «Дорога» и «Старикам здесь не место»), само имя сотканного из противоречий Ридли Скотта, казалось бы, – что еще нужно для создания грандиозного фильма? Сегодня, когда юные красотки уже не в почете, а сорокалетние Пенелопа и Кэмерон изображают невинность и опытность, зрители жаждут увидеть не просто примитивный блокбастер, но – жуткий триллер с особым смыслом.

И этого в «Советнике» как раз предостаточно. МакКарти – мастер диалогов о неуловимой тонкости бытия и постижении жизни, однако после восьмидесяти держать руку на пульсе не так-то просто, куда легче впасть в маразм. Пока любители свежего мяса на экране ждут вывернутых наизнанку внутренних органов, персонажи о них только рассуждают. Причем в режиме присказки. Главное же происходит за кадром. Кто кого как долго резал – додумывать зрителю, пока режиссер пьет чай с печеньками.

the-counselor07

Вот некий гуру с золотым перстнем успокаивающим, медитативным тоном объясняет герою Фассбендера, что прошлое не подлежит изменениям, время необратимо, а наше существование бренно. Слезы советника превращаются в реки. Это ничего, это пройдет: и реки высыхают. Зато возможностей подумать постфактум, разобраться в себе отныне хоть отбавляй.

Ровно то же поджидает и нас. Никаких литров крови. Только несколько трупов (никого не жалко, быстро забывается) и короткий рассказ жуткой женщины с жутко русской фамилией Малкиной о родителях. Современность без фрейдизма совсем никуда: все грехи отпустят, намекни только на тяжелое детство. Если исповедь подразумевает раскаяние, то зрителю и каяться не нужно. Пара слов и готово. Самолет в небе, ты еще ребенок, смерть взмахнула платком.

Но и тут промашка. В Америке «Советник» провалился в прокате. Критики не просто крутят пальцем у виска, они возмущены. Россия жалует фильм куда больше в силу того, что ее, как и «Советника», умом не понять: у нас привычно ссылаться на некие ощущения, коллективное бессознательное, веру в режиссера. И больше всего тревожит тот факт, что в разгар съемок младший и куда менее успешный брат Ридли Скотта режиссер Тони Скотт покончил с собой, прыгнув с моста. Он еще что-то написал в  предсмертной записке. Что именно – нам не узнать никогда. А потому или, может, совсем по иной причине (тут тоже комплекс вины, общие родители, случайности неслучайны) Ридли посвятил фильм погибшему брату. И это определенно добавило ему рейтинга в глазах тех, кто увлечен мистикой. А в России без веры в потустороннее, сами знаете, сложно.

Трейлер к фильму