Кабаков, Гурьянов, Звездочетов и другие на вечерних торгах Sotheby's 25 ноября.

2013_11_26_itogi Contemporary East Георгий Гурьянов "Портрет Виктора Цоя", 2004-05. Карандаш, акрил, холст, 159х118,3. Эстимейт 20-30 000 фунтов стерлингов. Продана 128 500 фунтов стерлингов.

Вечером 25 ноября на аукционе Sotheby's в Лондоне прошли торги Contemporary East, принесшие всего 2 миллиона 429 тысяч фунтов стерлингов. Немногим меньше половины из этой суммы пришлось на самый дорогой лот аукциона: «Праздник №6» Ильи Кабакова не смог поставить рекорд в абсолютных ценах, однако предсказуемо оказался самой крупной продажей торгов — 962 тысячи 500 при эстимейте от 800 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч. Напомним, что разу несколько работ из того же цикла вошли в недавнюю экспозицию выставки Лисицкого и Кабакова в московском музее МАММ, так что произведения подобного уровня продолжат и в дальнейшем штурмовать ценовую планку. Понятно, что покупателей интересуют прежде всего уникальные работы живого классика — его графический триптих, заявленный за 10-15 тысяч, ушел в пределах эстимейта за 12500. В границах эстимейта или с его небольшим превышением проданы, в частности, все работы Павла Пепперштейна, Дмитрия Врубеля, Семена Файбисовича, Дубоссарского и Виноградова.

Из покойных классиков русского современного искусства стабильный уровень цен показывает Тимур Новиков - все работы проданы с хорошим показателем относительно заявленных цифр. Самая интересная среди представленных - ранняя «тряпка» 1989 года «Атака танков», которая ушла за 68500 при эстимейте в 25-35 тысяч.

Рост цен на работы недавно умершего Георгия Гурьянова был предсказуем, но таких итогов, наверное, не ожидал никто. Перенесенный карандашом на холст Виктор Цой в романтическом флотском антураже продан за 128 с половиной тысяч против ожидаемых 20-30, такова же судьба и других выставленных на продажу работ. Вся эта серия больших сюжетных портретов впервые показывалась в петербургской галерее D137 в 2004 году, - то была последняя персональная выставка художника, который нуждался в деньгах на лечение, и работы на ней продавались от 10 до 20 тысяч долларов. Поздние произведения Гурьянова трудно отнести к лучшим или знаковым его вещам. В отличие от Цоя, такой же портрет гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна продан всего за 60 тысяч при сходном эстимейте. Дороже всего ушел написанный Гурьяновым портрет юноши в образе гребца, он продан за 188 с половиной тысяч. При этом картина Гурьянова времен «Новых художников», яркое масло на мешковине, осталась не проданной при скромном эстимейте 10-15 тысяч. Такие итоги аукциона несомненно расставят ориентиры для недавно образованного фонда, управляющего наследием покойного художника.

В два с лишним раза дороже ожидаемого ушла работа любимого на аукционах Константина Звездочетова: «Мучения христиан и жестокости язычников», как никогда актуальная картина конца 90-х годов, продана за 74500. Из странностей аукциона - дорогая продажа диптиха Евгения Митты с соцартистским сюжетом: за изображение Чапаева просили 2-3 тысячи, в разультате торги остановились на 15. Суда по всему, часть коллекционеров по-прежнему ориентируются при покупке на сюжет произведения и любят в работах узнаваемую плакатность.

На этом фоне произведения бывших собратьев по социалистическому блоку продавались достаточно скромно: несмотря на заявленные планы аукционного дома по объединению рынков, покупатели и коллекционеры шли в первую очередь за русским искусством. И это не может не радовать!