23 ноября 2013 года в центральном зале петербургского отделения Союза художников прошел второй аукцион по продаже советского искусства, который организовывал «Арт Юнион». В сравнении с первыми торгами полугодовой давности можно отметить, что обороты снизились.

А. Н. Самохвалов. Портрет Ф. Б. Фариха. 1940. А. Н. Самохвалов. Портрет Ф. Б. Фариха. 1940, холст, масло, 50 х 37.

Прибегая к сухому языку цифр — выручка уменьшилась и составила чуть более 5 370 тыс. руб. (в апреле – 6 млн. 350 тыс.). Работ в этот раз было выставлено больше – 171 (против 156 в апреле). Продано же – 55 лотов (32%), в апреле – 60 (38%).

В топах этого аукциона главенствовали портреты. Профиль некогда прославленного арктического летчика Ф. Б. Фариха, выполненный А. Н. Самохваловым, при старте в 650 тыс. рублей ушел за 810 тыс. рублей анонимному покупателю по телефону. Эта картина, вызвавшая заметное оживление и аплодисменты зала, – самый дорогой лот, проданный за оба аукциона.

Портрет жены А. А. Осмёркина Е. К. Гальпериной, отправился к новому владельцу без торгов по стартовой стоимости в 450 тыс. руб.

А. А. Осмёркин. Портрет Е. К. Гальпериной. 1930-1940 гг., холст, масло, 40 х 33,5. А. А. Осмёркин. Портрет Е. К. Гальпериной. 1930-1940 гг., холст, масло, 40 х 33,5.

За 450 тысяч же, поднявшись со старта в 300 тыс. руб., был продан один из пейзажей мэтра карельской живописи С. Х. Юнтунена, «Онежская осень».

С. Х. Юнтунен. Онежская осень. 1960. С. Х. Юнтунен. Онежская осень. 1960, холст, масло, 99 х 202.

Автопортрет мастера портретной живописи эпохи соцреализма В. И. Малагиса, ушедший за 300 тыс. руб. (по эстимейту), занял третье место среди самых дорогих лотов.

В. И. Малагис. Автопортрет. 1947. В. И. Малагис. Автопортрет. 1947, холст, масло, 100 х 80.

Внезапно замененные два пейзажа В. И. Рейхета на его же другие работы («Солнечный день» и этюд к портрету В. Маяковского) столь же внезапно и без торгов оказались реализованы за 250 и 150 тыс. руб. соответственно.

Один из лидеров прошлого аукциона В. И. Тюленев и в этот раз неплохо расходился. Ушли 3 его работы: Самая дорогая «Павший ангел» — по стартовой стоимости в 200 тыс. руб.

В. И. Тюленев. Павший ангел. 1990. В. И. Тюленев. Павший ангел. 1990, холст, масло, 65 х 56.

Также значительными из поменявших собственника, но без боев, были лоты: «Вагоновожатая» К. Н. Редько (180 тыс.), «Рыбы. Баренцево море» А. А. Костровой (120 тыс.), «Сиреневый пейзаж» Н. Е. Тимкова (120 тыс.), «Подсолнухи» И. В. Иванова (120 тыс.), «Синий пейзаж» В. Н. Шагина (120 тыс.), «Натюрморт с арбузом» В. Ф. Токарева (100 тыс.).

Покупатели слегка поторговались при продаже акварелей знаменитого коктебельца М. А. Волошина. Акварель с видом коктебельской бухты 1923 г. ушла за 105 тыс. (при старте в 90 тыс.), а другой вид той же бухты 1920 г. – за 80 тыс. (при старте в 60 тыс.).

В скульптурной части аукциона лидером (и единственно забранным) был Эрнст Неизвестный. Его работа «Встреча» была куплена тихо, по старту, за 100 тыс. рублей.

Э. Неизвестный. Скульптурная группа «Встреча». 1970-е гг. Э. Неизвестный. Скульптурная группа «Встреча». 1970-е гг., бронза, 15,5 х 8 х 6.

Главным сюрпризом прошедшего мероприятия оказались непроданные лоты маститых художников с, как думается, завышенным эстимейтом, и поэтому не отмеченные откликом покупателей. Не нашли своих новых обладателей работы В. Ф. Загонека, И. И. Годлевского, Р. Р. Фалька, Г. Р. Френца, З. П. Аршакуни, В. В. Ватенина, Е. Е. Моисеенко и, главное, А. А. Мыльникова, которая, если бы вышла на торги, то произвела бы фурор. Пейзаж А. А. Мыльникова, почти идентичный представленному на прошлом аукционе, имел старт в 4 млн. 300 тыс. руб. Однако, за несколько часов до начала ударов молотка Мыльников был снят с продаж. Оставшуюся его графическую работу «Женская фигура» по старту в 70 тыс. забрал гость из КНР.