Художник, писатель и блогер Максим Кантор представил в Русском музее свою живопись.

2013_12_03_Kantor02

В Инженерном замке на пять дней открылась выставка Максима Кантора «Атлантида» - всего два небольших зала. Часть работ, которые демонстрируются теперь в Петербурге, художник показал летом этого года в Палаццо Зенобио одновременно с Венецианской биеннале.

В начале 1990-х годов искусство Максима Кантора пользовалось популярностью, его картины часто появлялись в каталогах выставок и аукционов. В стилистике экспрессионизма художником изображались больница, врачи, панельные дома, - можно сказать, что эти картины были визуальным аналогом появившейся тогда прозы Юрия Мамлеева. Кантор скрестил Эрнста-Людвига Кирхнера с Василием Перовым, привил рациональному немецкому гуманизму русскую нерассуждающую жалостливость.

Теперь художник живет и проводит много времени на острове в Атлантике, где занят изображением морских и прибрежных пейзажей. Как он утверждает, работы написаны с натуры: на открытии автор рассказал, что «на некоторых картинах можно разглядеть травинки, приставшие к холсту из-за ветреной погоды». Он пытается безуспешно выдать свою живопись за проявление свободной стихии, но здесь и кроется подвох. Не стоит забывать, что помимо того, что Кантор художник, он еще и писатель, который просто повторил всем давно известный романтический миф, без чего со времен Айвазовского отечественному художнику не изобразить море. Не так давно исследователями техники живописи было доказано, что знаменитые классические работы импрессионистов не могли быть написаны на пленэре a la prima - косой мазок, который использовал Клод Моне, долго сохнет, так что окончательный вид картинам придавался уже в студии. В работах Кантора то же самое видно даже без особенных знаний технологии. Перед нами очень пастозная живопись, на холстах громоздятся рельефом буквально килограммы краски, так что эти вещи не могли быть созданы так, как описывается автором. Сидение на пленэре, о котором говорит Кантор, это в большей степени художническая поза (ну, и, конечно, удовольствие - особенно когда есть возможность жить на острове в Атлантическом океане).

2013_12_03_Kantor03

Художник известен как ортодоксальный модернист, по любому поводу поминающий Ван Гога. В показанных работах он имитирует  не только спиральный вангоговский мазок, у подобной живописи достаточно художественных источников - от Виллема де Кунинга до Ансельма Кифера, однако просчитанное цитирование всегда далеко от естественного и спонтанного жеста.

Хорошо известно, что Кантор антилиберал. Казалось бы, политическая позиция и художественная манера могут и должны существовать отдельно - однако если посмотреть на красочные наросты на холсте, призванные изображать волны, приходит в голову мысль, что в живописи художник поступает как государственник: пытаясь создать красоту, он заваливает холст краской примерно так же, как нынешняя власть заваливает внутриполитические проблемы деньгами, и с одинаково безуспешным результатом.