Накануне концерта «Серебряной свадьбы» ART1 провел ревизию: из чего сделано минское фрик-кабаре.

ss_cabaret_2

Дети

У вокалистки Светланы Бень и ее мужа, барабанщика Артема Залесского — две дочери. А помимо «взрослых» концертов, «Серебряная свадьба» играет еще и детскую программу «Музыка — всё!» И это не просто выступления, куда можно прийти семьей. Для маленьких слушателей группа предлагает концерт, в котором они могут участвовать сами. Греметь посудой. Кричать, как птеродактили. Изображать оркестр маленьких жучков. И носиться перед сценой, как угорелые. Вместо контрабаса — швабра, вместо микрофона — душ. Также в качестве инструментов используется выбивалка для ковров и велосипедные колеса. А через 20 минут в детей превращаются и родители.

Кабаре

У каждого музыканта группы — элегантный псевдоним: Франческа-Мария Василевска, Франсуа де Бош, Вильям Габбс, Джордж Пунш, Милош Штрих и другие. Кабаре начала ХХ века — образец для Бень. Тени Брехта, Вертинского и Пиаф не сходят со сцены. Каждое шоу коллектива представляет собой набор номеров и подчинено какой-либо идее. «Цирк Д’Омлет» рассказывает об исчезнувшем цирке неудачников, «Кабаре в квадрате» — о Германии и Франции с 1880–1930-х годов, «Сердечная мускулатура» — о печали взросления.

ss_cabaret

Пилоты

Песня, благодаря которой «Серебряная свадьба» стала известной, но которую группа сейчас рьяно отказывается исполнять. И даже утверждает, что те, кто ее любят, могут больше не ходить на их концерты.

Реквизит

Светлана Бень закончила Витебское училище искусств и Белорусскую государственную академию искусств по специальности «режиссер кукольного театра». В Белорусском государственном театре кукол она ставила спектакли «Пеппи Длинныйчулок» по Андерсену, «Жуткий господин Ау» в пересказе Успенского, «Чудо Святого Антония» Метерлинка, «Домашний еж» митька Владимира Шинкарева. Также придумала свой личный кукольный театр «Картонка». На сцене она выстраивает вокруг каждой песни небольшое представление. Поэтому в каждую гастроль группа берет чемоданы реквизита. В дело идет все. По залу раскидываются мандарины и мишура. По сцене ходят маленькие куклы-зюблики. Группа изображает сумасшедших ученых. И все это — без отрыва от пения.

ss_cabaret_8

Франция

Любимая страна, в которую идеолог и вдохновитель белорусского коллектива попала уже как артист. Говорит, иначе и помыслить не могла. В одном из интервью Бень призналась, что в 15 лет увидела клип неизвестной группы, после которого решила сочинять песни сама. А лет в 30 узнала, что это были Mano Negra, с которыми в то время играл Ману Чао. Еще через пару лет она создала «Серебряную свадьбу» и объездила с ней всю Европу.

Вообще, музыкальные вкусы вокалистки весьма разнообразны. Тут, конечно, и французы, вроде сказочника Паскаля Комелада, и немецкая нео-кабаре-певица Мерет Беккер, и Том Уэйтс, но также Таривердиев, «Кино» и «Гражданская Оборона».

Песни Бень начала придумывать, потому что всю эту французскую музыку ей было негде достать. Она брала слова из русско-французского разговорника и играла на гармошке блатные аккорды. Одна из программных песен группы называется «Франция и Я»: «Все деньги парижских корпораций, Все песни парижских радиостанций, Реми Мартин и пьяные танцы, Я и Франция!» Кроме того, группа поет песни на стихи Поля Верлена и Жака Превера. А на альбоме Laterna Magica можно послушать собственную композицию Бень на французском L'amour — Putain.

Физика и лирика

Тексты песен «Серебряной свадьбы» сразу обращают внимание своей откровенностью. Не Владимир Сорокин, конечно, но тоже кое-что. «Меня несет судьба бесстрастная и светлая, как носит ветерок бумажку туалетную». «Вы на меня внимания не обращали, и от непонимания я вся пошла прыщами». Или про жизнь: «Она размазала меня, как сопли по стене». Словом, одновременно романтично и приземленно, грубовато и мечтательно. Они сказочны в своей реалистичности. Может, потому эти песни так и цепляют, что позволяют увидеть прекрасное в обыденной жизни?

 
«Серебряная свадьба» выступит в клубе А2 7 декабря