Самураи и космос, Япония 1960-х, первая художественная лента Юкико Мисима, психотерапия булочками и фильм для всех взрослых, которые не умеют выразить свою любовь, — на фестивале японского кино в «Родине» с 11 по 15 декабря 2013.

Кадр из фильма «Меч отчаяния» Кадр из фильма «Меч отчаяния»

Меч отчаяния. Hisshiken torisashi. Режиссер Хидэюки Хираяма, Япония, 2010

Сандзаэмон, самурай, состоящий на службе провинциального феодального князя Укё Даю, никак не может примириться со своим прошлым. Три года назад он убил любовницу своего господина – Рэнко. Наделенная красотой и умом, Рэнко любила интриги и держала в своих руках все управление областью. Сандзаэмон, руководствуясь кодексом самурайской чести, решил положить конец дурному влиянию Рэнко, угрожавшему княжеской власти. Наказание за этот поступок оказалось на удивление легким. После года домашнего ареста Сандзаэмон вновь восстановлен на службе. Он путешествует по провинции, пытаясь понять, принесла ли смерть Рэнко какую-либо пользу жителям. Однажды он получает приказ предотвратить заговор, цель которого – убийство Укё Даю. Его соперник – Хаятоносё Обия, член враждебного клана и мастер владения мечом. Сандзаэмон решает выполнить приказ своего господина и встретиться лицом к лицу со своим темным прошлым.

Кадр из фильма «Трое на дороге» Кадр из фильма «Трое на дороге»

Трое на дороге. Yajikita dôchû Teresuko. Режиссер Хидэюки Хираяма, Япония, 2007

Япония XIX века. Куртизанка Окино хочет оставить свое занятие, но хозяева требуют с нее больше, чем она может заплатить за свою свободу. Она идет на обман, заявив, что ей необходимо проститься с умирающим отцом, и отправляется в путь со своим приятелем Ядзи – кондитером, потерявшим жену во время эпидемии. К ним присоединяется Кита, детский друг Ядзи. Актер-неудачник, он только что провалил представление и едва не покончил с собой. Для него предстоящее путешествие с Ядзи и Окино – прекрасный повод забыть о своих неудачах. Хозяева борделя вскоре понимают, что их обманули, и пускаются в погоню. Ядзи и Кита соревнуются за благосклонность Окино, а между тем у них появляется новый спутник – бездомный мальчуган, наделенный волшебной способностью превращаться во что угодно, от енота до пары игральных костей…

Кадр из фильма «Всегда: Закаты на Третьей улице – 3» Кадр из фильма «Всегда: Закаты на Третьей улице – 3»

Всегда: Закаты на Третьей улице – 3. Always 3 chôme no yûhi '64. Режиссер Такаси Ямадзаки, Япония, 2012

1964 год. Токио готовится к проведению Олимпийских игр. Город охвачен строительной лихорадкой и радостным возбуждением. На Третьей улице события разворачиваются не столь масштабные, но не менее красочные и увлекательные. Писатель Рюноскэ Тягава женился на Хироми, и теперь они оба воспитывают приемного сына Дзюнноскэ, и, к тому же, ждут прибавления в семействе. Вот только с творчеством у Тягавы проблемы. Его приключенческие романы уже не столь популярны, и его карьере угрожает загадочный конкурент. Между тем, Норифуми Судзуки, его жена Томоэ, их сын Иппэй и живущая с ними работница Муцуко Хосино постепенно расширили свою авторемонтную мастерскую. Муцуко, душа мастерской, влюблена в молодого доктора Котаро Кикути, которого она каждый день видит спешащим на работу. Однажды Хироми случайно находит телеграмму, которую спрятал Тягава. Кто ее послал? Кто такой новый писатель-конкурент? Добьется ли Муцуко взаимности? И какое будущее ожидает жителей Третьей улицы?

Кадр из фильма «Булочки счастья» Кадр из фильма «Булочки счастья»

Булочки счастья. Shiawase no pan. Режиссер Юкико Мисима, Япония, 2011

Дебютный художественный фильм известного режиссера-документалиста Юкико Мисима. Мидзусима и его жена Риэ переселяются из Токио на Хоккайдо, в город, расположенный на берегу озера Тоя, и открывают кафе-пекарню, с комнатами, сдающимися для гостей. Трудолюбивая пара радушно встречает посетителей, каждый из которых приходит к ним со своими проблемами. Юноша, который не имеет возможности уехать с Хоккайдо; художник по стеклу, который обожает сплетничать; немая девочка и ее отец; человек с большим кожаным саквояжем и в котелке; девушка, которая страдает из-за того, что ее друг не сдержал обещания поехать с ней на Окинаву; пожилой мужчина, который приехал с супругой в дорогое для него место; овечка, которая любит наблюдать за окружающей жизнью. Что обрел каждый из них, посетив кафе Мидзусимы и Риэ? И что ждет самих хозяев гостеприимной пекарни?

Кадр из фильма «“Хаябуса”: возвращение домой» Кадр из фильма «“Хаябуса”: возвращение домой»

«Хаябуса»: возвращение домой. Okaeri, Hayabusa. Режиссер Кацухидэ Мотоки, Япония, 2012

Захватывающая картина основана на реальной хронике путешествия космического аппарата «Хаябуса». Отец ассистента инженера JAXA Охаси занимался проектом по разработке космического аппарата для изучения Марса. Охаси продолжает дело отца и трудится не покладая рук в группе разработчиков крупномасштабного проекта по созданию космического аппарата «Хаябуса». Создание аппарата заняло 18 лет. Его вес – 510 кг. Размер – 1,6 м. Скорость – 12 км/сек. «Хаябуса» был отправлен в космос 9 мая 2003 года с миссией собрать образцы грунта с астероида Итокава и доставить их на Землю. Однако команда разработчиков еще не знает, что миссия этого крошечного космического зонда встретит столько проблем и трудностей. Утечка топлива. Потеря связи. Остановка двигателей. Путешествие протяженность в 6 миллиардов километров, которое планировалось осуществить за 4 года, растянулось на 7 лет.

Кадр из фильма «История моей матери» Кадр из фильма «История моей матери»

История моей матери. Waga haha no ki. Режиссер Масато Харада, Япония, 2011

Писатель Косаку Игами достиг пика своей жизни. Его произведения имеют большой успех, у него три дочери. Его главная забота – престарелая мать, впадающая в старческое слабоумие. Младшие сестры Косаку устали ухаживать за матерью с ее капризами и инфантильными выходками. Волевая дочь Косаку, Котоко, предлагает взять на себя заботу о старушке. Но Косаку воспитывала не его родная мать, а любовница деда. Горькие воспоминания о том, что мать его бросила, привели к тому, что Косаку всю жизнь держался особняком от семьи. Парадокс в том, что по мере того, как память матери слабеет, ее отношения с сыном улучшаются. В то время как мать теряет свое прошлое, сын его обретает. Однажды, когда вся семья в сборе, неожиданно раздается телефонный звонок…

Фильм снят по автобиографическому роману известного японского писателя Ясуси Иноуэ. Режиссер Масато Харада учился у Говарда Хоукса и Акиры Куросавы.

Кадр из фильма «Самурай-астроном» Кадр из фильма «Самурай-астроном»

Самурай-астроном. Tenchi meisatsu. Режиссер Ёдзиро Такита, Япония, 2012

В начале XVII века Япония изолировала себя от окружающего мира. Почти никто в стране не знал о гелиоцентрической системе Коперника и даже о том, что Земля – круглая. Для определения лунных и солнечных затмений пользовались древним китайским календарем, накопившим за века немало ошибок. Ясуи Сантэцу, мастер игры в Го, больше интересуется математикой и астрономическими наблюдениями, чем собственно игрой. Это обращает на него внимание главы влиятельного клана Айдзу – Хосина Масаюки, который приказывает ему создать новый календарь. Для этого необходимы кропотливые наблюдения за звездным небом и сложные математические расчеты. Но главное препятствие – косный императорский двор, издревле считающий составление календарей своей священной привилегией.

Фильм снят по историческому роману То Убуката, получившему множество наград, в том числе Премию книжных магазинов (2010) и литературную премию для молодых авторов имени Эйдзи Ёсикава (2010).

Режиссер Ёдзиро Такита за свою работу 2008 года «Ушедшие» (Okuribito) получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из фильма « Кадр из фильма «Семь дней Химавари и ее щенков»

Семь дней Химавари и ее щенков. Himawari to koinu no nanokakan. Режиссер Эмико Хирамацу, Япония, 2013

У престарелой пары в любви и ласке жила собака, которая после скоропостижной смерти хозяев оказалась выброшенной на улицу. Она пытается выжить в суровой и непривычной обстановке, у нее рождаются щенки. Сёдзи работает в Центре общественного здоровья. Его обязанность – отлавливать бродячих собак, помещать в приемник и, если хозяева не объявятся в течение семи дней, усыплять. Жена Сёдзи умерла пять лет назад, и он прилагает все силы к тому, чтобы воспитать двух своих детей. Встретившись с собакой-матерью, рискующей своей жизнью, чтобы защитить щенят, Сёдзи принимает решение спасти ее. Но успеть найти нового хозяина всего за неделю – труднейшая задача. По истечении семи дней, нарушая правила, Сёдзи не усыпляет собаку. Он дает ей кличку Подсолнух (Химавари), чтобы та продолжала жить под солнцем, и пытается завоевать ее доверие.

Фильм основан на реальных событиях, имевших место в префектуре Миядзаки в 2007.

Кадр из фильма «Та жизнь» Кадр из фильма «Та жизнь»

Та жизнь. Antoki no inochi. Режиссер Такахиса Дзэдзэ, Япония, 2011

Кёхэй Нагасима, тяжело переживший в детстве смерть друга, замкнулся в себе и отгородился от мира. Семья устраивает его работать «чистильщиком», в обязанности которого входит освобождать от имущества квартиры людей, умерших в одиночестве. Кёхэй совершенно равнодушен к работе, к окружающим, к миру. Но через вещи, оставшиеся после умерших, он узнает о своеобразной жизни их прежних владельцев и начинает иначе смотреть на свою собственную. Он встречает Юки Куботу, жизнерадостную девушку со сложным прошлым, которая тоже работает «чистильщиком». Благодаря ей Кёхэй осознает, что он не «никто» и может быть полноценной личностью. Кёхэй уже близок к душевному выздоровлению, но однажды Юки исчезает…

Кадр из фильма « Железная дорога – 2. Посвящается всем взрослым, которые не умеют выразить свою любовь» Кадр из фильма « Железная дорога – 2. Посвящается всем взрослым, которые не умеют выразить свою любовь»

Железная дорога – 2. Посвящается всем взрослым, которые не умеют выразить свою любовь. Railways: Ai o tsutaerare nai otona-tachi e. Режиссер Масатоси Кураката, Япония, 2011

История семьи, где события разворачиваются на фоне железной дороги в области Тояма.

За спиной машиниста поезда Тору сорок два года безупречной работы на местной ветке железной дороги, и сейчас ему остается месяц до пенсии. Он хотел бы посвятить остаток жизни своей жене Савако, которая всю жизнь как могла поддерживала его. Но Савако неожиданно заявляет, что решила вернуться к работе сиделкой, работе, которую бросила, когда вышла замуж и посвятила себя домашнему хозяйству. Тору возмущен. Рушатся его мечты о тихом семейном счастье. Но Савако непреклонна, она уходит из дома, устраивается на работу в хоспис, а вскоре и подает официальные документы на развод.

Программа

11 декабря

19:00 Церемония открытия: приветствие, барабаны

19:20 История моей матери

12 декабря

13:30 Трое в пути

17:00 Булочки счастья

13 декабря

11:40 Добро пожаловать домой, Хаябуса

15:20 Меч отчаяния

17:20 Железная дорога-2

14 декабря

14:00 Всегда: Закаты на Третьей авеню-3

16:30 Тенчи: Самурай–астроном

15 декабря

14:35 7 дней Химавари и ее щенков

16:40 Прошлая жизнь

Где. «Родина», Караванная, 12.

Когда. 11—15 декабря 2013.