В стремительно возвращающемся к православным истокам Петербурге завершился международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок» – уже шестой, и первый после принятия Госдумой закона о гей-пропаганде (в передовом Петербурге закон был принят 7 марта 2012 года).

tvpTCvBp6asIYZ5FDk0vqdTz6Sp «Не выключай свет». Режиссер Айра Сакс.

Если проведение первого фестиваля в 2008 году сопровождалось определенными трудностями, связанными с внезапными отказами площадок, с которыми уже были договоренности, то последующие проходили без особых эксцессов. Нынешний же год стал периодом обострения отношений между всевозможными группами людей (не без одобрения, а то и с подачи властей), и проблема ЛГБТ — не исключение. Буквально за пару дней до открытия «Бок о Бок» очередные казаки разрисовали стены МДТ и подкинули к зданию свиную голову. Их протест был направлен на режиссера Томаса Остермайера, который привез спектакль «Смерть в Венеции». Наивно было ожидать, что фестивалю игровых и документальных фильмов о геях, лесбиянках и трансгендерах позволят пройти спокойно и тихо. С первого дня в полицию поступали звонки о заминировании принимающих площадок, всех находящихся в здании людей эвакуировали, чтобы сотрудники полиции могли производить досмотр помещения. Несмотря на понятный всем участникам спектакля идиотизм процедуры, прерываться на двухчасовой «антракт» пришлось 5 раз за 9 дней фестиваля.

По причине одного из таких звонков (в кинотеатр «Варшавский экспресс») отменили церемонию открытия, что впоследствии оказалось символично, и с двухчасовой задержкой фестиваль стартовал показом фильма режиссера Дидерика Эббинге «Маттерхорн» об овдовевшем жителе маленького голландского городка, чей костюм всегда идеален, в доме пугающая чистота, каждое воскресенье — церковь, а прием пищи — строго в определенное время. Когда он вследствие необъяснимого порыва пускает в свой дом странного бродягу, его жизнь становится все менее размеренной, отношения с окружающими делаются напряженными, зато он, очевидно, впервые за долгое время, оказывается в состоянии проговорить свою проблему и в конечном итоге достигает гармонии. Барочная музыка, бесстрастные лица  людей, словно сошедших с образчиков ранней нидерландской живописи, условная, живописная же и подача; и при этом бьющая через край какая-то щемящая, наивная, детская эмоциональность — «Маттерхорн» получил приз зрительских симпатий.

«Маттерхорн» (Matterhorn). Режиссер и сценарист Дидерик Эббинже. «Маттерхорн». Режиссер и сценарист Дидерик Эббинже.

Звонком о мине на площадке «Скороход» за 10 минут до конца был прерван показ игрового фильма «Не выключай свет». Эрик встречает Пола, и начинается любовь на долгие годы: не засыпать друг без друга, красиво ухаживать, делать подарки, плакать и смеяться — все вместе. Только вот Пол не может отказаться от наркотиков. Трогательная картина Айры Сакса о том, какая большая беда наркозависимость; как трудно сохранить не только чувства, но и себя самого, если твой партнер болен и не может вылечиться. О том, что сильнее любви, какой бы она ни была.

После заминирования кинотеатра «Джем Холл» во время показа «Жизни Адель» (которая, к слову, не первый день в прокате, и о которой здесь уже писали), и показательного выступления депутата Милонова с подсадными подростками, сеансы проходили в пресс-клубе «Зеленая лампа». Неизвестно, что именно повлияло, но все мероприятия в этом помещении обошлись без звонков, изгнаний на улицу и прочих сомнительных удовольствий.

Мирно прошла дискуссия о ситуации с ВИЧ в России и США, участником которой был Эд Вулф, ВИЧ-активист, один из героев картины «Здесь были мы». Хроники эпидемии СПИДа в Сан-Франциско — фотографии, новостные ролики, интервью. Сепаратистский рай, нескончаемая вечеринка долгожданной свободы в одно мгновение превращается в пучину ужаса; ужаса, исходящего непонятно откуда. Наблюдать за этим страшно даже 30 с лишним лет спустя — как страшно погружаться в любую массовую человеческую трагедию: до появления сдерживающих вирус лекарств болезнь унесла около 15000 членов гей-общины Сан-Франциско. Впрочем, помимо бесконечных чудовищных смертей, в фильме присутствуют и вдохновляющие моменты: борьба, взаимовыручка (особенно трогателен сюжет о лесбиянках, которые сдавали кровь для переливаний и ухаживали за умирающими), любовь и тяга к жизни.

"Мы здесь были". Режиссеры Дэвид Вайсман, Билл Вебер. "Мы здесь были". Режиссеры Дэвид Вайсман, Билл Вебер.

В «Зеленой лампе» показали новую ленту Ксавье Долана «Том на ферме», где режиссер исполнил одну из главных ролей — юноши Тома, приехавшего в деревню на похороны не сделавшего каминг-аут возлюбленного. Том попадает под власть брата своего бойфренда, который частым кнутом и редким пряником вынуждает его оставаться на ферме и выполнять все приказы. Долан препарирует понятие «абьюз», делая это под несколько непривычным углом: между участниками нет секса, нет между ними и дружбы. Фильм нельзя назвать приятным: видишь, как вовлекают в ситуацию с насилием, как жертва все сильнее погружается в нездоровую, болезненную связь. Выработать какое-то однозначное отношение к картине трудно, но, видимо, в этом и заключается посыл Долана.

«Том на ферме». Режиссер Ксавье Долан. «Том на ферме». Режиссер Ксавье Долан.

Документальный фильм «Кожаный бар» Джеймса Франко куда проще для восприятия. Под видом намерения восстановить с современными актерами вырезанный кусок из картины Уильяма Фридкина «Разыскивающий», любимец публики и герой Диснея исследует сексуальность, проверяет границы чужой раскрепощенности и здраво размышляет о массовой культуре, в рамках которой уместны любые виды членовредительства и убийства, а секс находится под запретом.

We

Закрытие «Бок о бок», по традиции, ознаменовалось минированием «Скорохода», но не только этим. Несмотря на задержку, приехали Гас Ван Сент, его коллега по фильму «Харви Милк» продюсер Брюс Коэн и сценарист Дастин Лэнс Блэнк. Различные культурные деятели говорили речи и вручали призы, а также почему-то вышел скандально известный Сергей Африка Бугаев, который ничего о правах ЛГБТ в России не сказал, зато похвастался дружбой с Ван Сентом и тем, что незадолго до мероприятия они вместе пили водку. Завершился  последний день дискуссией с иностранными гостями и показом «Харви Милка». Ну и как бы после всех этих звонков, истерики Милонова и обстановки в целом хочется надеяться на счастливое будущее этого фестиваля.