К юбилейному концерту Бориса Гребенщикова ART1 разобрался с оформлением его альбомов — выбрал самые эффектные, дикие и непонятные обложки, и узнал историю их создания у тех, кто приложил к ним руку.

БГ: «В 1980-е мы заведомо делали DIY, поэтому все шло в ход. В 1990-е нам показалось, что нужно все делать по-серьезному, заодно выяснилось, что сами мы этим профессионально заниматься не умеем. В 2000-е мы начали учиться и совершать массу ошибок. А теперь, в 2010-х, просто интересно, имея бесконечные возможности, найти то, что, оставаясь хорошо сделанным, порадует меня самого, как радовало в 1980-е».

«День Серебра»

(1984)

den-serebra_debizhev_cr

Сергей Дебижев: «Я недавно перебирал свои архивы и наткнулся на эскиз, напечатанный шелкографией. Как я понимаю, это единственный оригинальный образец. На обложке изображен символ бесконечного движения, что он означает, надо смотреть в справочнике. Идея принадлежит Бобу, он же нарисовал первоначальную версию, которую я потом доработал. А вот звезду на обратной стороне явно предложил я».

Сергей Курехин, Борис Гребенщиков, Игорь Бутман

Subway Culture

(1986)

02_subway-culture_front

Сергей Дебижев: «У меня уже было художественное образование, я окончил училище имени Серова и Муху. Мы жили тогда неразлучно, и было яснее ясного, кто будет делать обложку и почему. «Подземная Культура» — это джаз-роковые запилы, не очень качественно записанные, поэтому на наклейке к альбому Курехин написал, что Гребенщиков играет электробритвой на гитаре. Обложку я придумал на основе либретто Курехина: в нем рассказывалось, как русские витязи хоронили князя Федора, и в процессе рытья могилы наткнулись на идею создания метро. Поэтому я нарисовал церковь, строительные леса, землю в разрезе и древний паровоз с витязями. Этим произведением, я считаю, можно гордиться. Оно было подробно прорисовано и прекрасно напечатано».

02_subway-culture_back

«Равноденствие»

(1987)

03_ravnodenstviye

БГ: «У меня была идея картинки, а Дебижев, как единственный профессиональный художник, которого я знал, ее воплотил в жизнь».

Сергей Дебижев: «Обложка выполнена в традиции псевдосюрреалистических картинок, которые надо просто рассматривать, искать персонажей. Борис Борисович любил, чтобы были именно такие, загадочные обложки. Рисуя ее, я очень старался, но напечатали ее тогда в безобразном совдеповском стиле».

«История «Аквариума». Архив — том 3»

(1991)

04_istoriya-akvariuma-tom-3

Виталий Вальге: «Мы познакомились в общей компании, обменялись парой фраз: «Я слышал, ты пишешь средневековье». — «А мне нравится твоя музыка». Стояли на лестничной клетке, курили, и после употребления алкоголя стали возникать идеи оформления альбомов. Борис хотел чего-то цветного, избыточного, на грани фола, связанного, опять же, со средневековьем — таковы были пожелания. Он нарисован эскиз — абрис головы Будды с намеком на уши в виде ниш. Все вокруг предполагалось заполнить декором, а внутри головы нарисовать пустынный пейзаж и с помощью фотомонтажа населить его музыкантами в костюмах скоморохов, с инструментами. Я сделал картинку один в одному, покрасил, принес. Мы выпили по рюмке, я развернул — Борис был в восторге. Заявил, что никакого монтажа не нужно, пусть остается пустынный пейзаж. Кстати, это был первый компакт-диск «Аквариума», его выпускала фирма SNC, картинки так у них и остались.

05_istoriya-akvariuma-tom-3_variant-s-oknami

Вторая сторона делалась по аналогии с первой. Борис просил, чтобы была смесь барокко и модерна. Для разворота он дал кучу фотографий, а в качестве фона рекомендовал пейзажи, церкви без крестов или летящих баб. Все делалось без фотошопа — один мой приятель резал, я ретушировал и отдавал далее по производственной цепочке. «Историю» я оформлял несколько раз, в частности, добавив к изображению на лицевой части два окна».

«Русский альбом»

(1991)

06_russian-album

БГ: «Розетка с птицей Сирин взята с ворот Костромской церкви Покрова-на-Дебре. Внутренний рисунок изображает приключения тогдашнего состава «БГ-Бэнда» на просторах России 1991-го года».

07_russian-album_razvorot

Виталий Вальге: «Сначала я сделал эскиз, про который БГ сказал: «Вокруг и так ужас, а ты еще такое рисуешь. Надо поменьше кошмаров». И принес птичку Сирина. Для разворота я придумал свою историю с плывущим «Аквариумом», сделал намеки на притчу об Ионе. Начал делать эскиз, но оказалось, что получилась готовая, подробная вещь — хоть и меньше требуемых размеров, но терпящая увеличение».

«Любимые песни Рамзеса IV»

(1993)

08_lubimye-pesni-ramzesa-iv

БГ: «Картина на обложке выполнена основателем неоакадемизма Тимуром Новиковым. К сожалению, в виду абсолютной неразберихи на фирме, выпускавшей этот альбом, остальные стороны вошли в неполном виде. Тема картины отражает наш тогдашний интерес к древнеегипетским магическим практикам в архитектуре и жизни Санкт-Петербурга. Тимур был поклонником исследований академика Вишневского, заявившего, что акватория реки Невы между Петропавловской крепостью, ЛГУ, Художественной Академией с севера и Эрмитажем, Адмиралтейством и Медным Всадником с юга содержит своеобразный астральный перпетуум-мобиле, осуществляющий связь центра города с тонкими мирами. Оригинал обложки содержал астральную карту центра города».

«Письма капитана Воронина»

(1993)

09_pisma-kapitana-voronina

Виталий Вальге: «Борис мне принес несколько картинок с историей бедной блудницы: дева на лошади, вокруг черти. Я старательно перерисовал изображаемое для обложки. Все закончил, отдал, через некоторое время — звонок в дверь. Тогда у меня телефона не было, БГ приходил наобум, иногда оставлял записки. Открываю — стоит на коленях. Оказалось, надо еще писать названия песен. Показал мне сделанный на кальке вариант а-ля рюс. Такой даже Жанне Бичевской бы не подошел. Я вдохновился найденным в одной из его книжек рельефом на камне, и у меня получился агрессивный, трагический шрифт».

«Библиотека Вавилона. История «Аквариума» — Том 4»

(1993)

10_biblioteka-vavilona

Виталий Вальге: «Я делал много рисунков, хотелось закрутить что-то с бесконечностью, найти связь с Борхесом. А БГ предложил — пусть будут просто колонны. Потом там появился плафон с ассирийско-буддийско-вавилонским декором. Борис выдвинул идею криптограммы, он тогда изучал каббалу, давал мне брошюры. И я сделал по ним надпись на иудейском алфавите. К слову, это наиболее качественно напечатанный винил группы».

«Дети декабря»

(1994, переиздание)

11_deti-dekabrya_pereizdanie_litsevaya-storona

Виталий Вальге: «Появилась беседка, которую мы решили заполнить персонажами. Возникли образы кентавра, русалки, монаха, внезапно — телефона. Разворот я сделал на основе фрески Симоне Мартини «Гвидориччо да Фольяно». Она находится в Cиене и описывает путешествие некоего сеньора из точки А в точку Б, только БГ поменял их на Москву и Петербург».

13_deti-dekabrya_razvorot

«День серебра»

(1994, переиздание)

14_den-serebra_pereizdanie

Виталий Вальге: «Делали по аналогии с «Детьми». Сначала появилась идея БГ о кентавре, который приносит девице череп. Я активно использовал французский декор. На развороте изображен монах за столом и череп — здесь я многое взял из Дюрера, перекомпоновав его образы по-своему. А БГ попросил вставить кадр из «Желтой подводной лодки». Плюс ему понравилась моя незатейливая находка — нарисовать там усилитель».

16_den-serebra_pereizdanie_razvorot

«Навигатор»

(1995)

16_navigator

БГ: «Все песни этого альбома были написаны в деревне под Петербургом. Первый вариант обложки был сделан поздней ночью при помощи Дмитрия Диброва у него дома, но, к несчастью, он был на 100% неполиткорректным».

«Синий альбом»

(1996, переиздание)

17_siniy-albom_pereizdanie

Виталий Вальге: «Основная идея — железнодорожная вода. Поэтому по Неве должна идти электричка. А альбом должен быть синим. Все. Я сделал, показал, всем понравилось. Фотографии на развороте перерисованы, как водится, без фотошопа».

18_siniy-albom_razvorot_pereizdanie

«Акустика»

(1996, переиздание)

19_akustika_pereizdanie

Виталий Вальге: «Здесь изображен дом, который разворачивается в разные стороны. На брандмауэре — Борис, который напоминает мне здесь Мандельштама. Это моя последняя работа над пластинками «Аквариума», после этого был только недавний сингл «Фавн». Потом пришла компьютеризация и наше сотрудничество сошло на нет. Он стал работать с Марком Титовым, ему стало интересно самому все компоновать, началась другая стадия. Но мы до сих пор общаемся, выпиваем вино, говорим о высоком».

20_akustika_2

«Снежный лев»

(1996)

21_snejnyi-lev

БГ: «Фото льва на обложке — вполне реальное. Это статуя Снежного Льва при входе в Большой Белый Монастырь в Катманду, где мы жили в то время».

Ψ

(1999)

22_psi

Марк Титов: «Пси» был моим чистым вдохновением. Так как это была моя первая работа, я сделал ее не в том разрешении и не учел некоторых типографских деталей, которые всплыли на стадии печати. Если приглядеться повнимательнее, там в центре вставлен символ, значение которого я уже не помню, но «знающие люди поймут», как всегда говорил Борис».

«Террариум»

«Пятиугольный грех»

(2000)

23_pyatyugolnyi-greh

Марк Титов: «Пятиугольный Грех» уже был чисто техническим воплощением идеи Бориса. Он принес мне книгу с вавилонским крылатым быком Шеду, сказав, что это будет основа для новой обложки. И пока я его вырезал, пошла череда журналов, с комментариями: «и Нео отсюда вырежи, и Кейта Флинта, и Хайле Селлассие I». Нам тогда очень нравились анимационные работы Терри Гиллиама и Борис хотел сделать что-то похожее. Мне кажется, моя идея была — динозавр, пожирающий Петра I. Внутренний разворот я сделал в программе E-on Vue, тогда она меня безумно захватывала, потому что с помощью достаточно простого интерфейса можно было создавать свои миры и летать по ним».

Борис и Джордж

«Искушение Святого Аквариума»

(2001, переиздание)

24_iskusheniye-svyatogo-akvariuma

Марк Титов: «На тот момент я уже начал изучать 3D Studio MAX и Борис попросил меня сделать котельную, что у меня получилось не лучшим образом. Тогда я плохо понимал работу с текстурами, и карточка с тремя богатырями была самым сложным элементом всей модели».

«Песни рыбака»

(2003)

25_pesni-rybaka

Наталия Федосова: «Каждая моя работа для «Аквариума» подразумевала создание некой особой реальности, в которой существовал данный альбом. Чаще всего я создавала ее, не просто рисуя какие-то образы, фактуры и пейзажи, а делая коллаж, где каждая мелочь имела свою смысловую нагрузку. Ни одна деталь не была случайной, за этим Борис Борисович следил лично. Каждая обложка рождалась долго, и любое изменение в песне отражалось и в картинках.

Этот альбом был создан после посещения Борис Борисовичем Индии. На обложке — Борис Борисович на фоне зарождающегося и еще не сформированного пейзажа, это Ганг на рассвете. И оформление буклета тоже пронизано духом Индии: яркие краски, сам буклет похож то ли на детскую книжку, то ли на индийские иконки для туристов и паломников. Под текст каждой песни подобраны свои цвета, фактуры и образы — от масонских символов до изображений Кали. На задней стороне изображена ступа на месте первой проповеди Будды Шакьямуни в Оленьем Парке в Сарнатхе».

ZOOM ZOOM ZOOM

(2005)

26_zoom-zoom-zoom

Наталия Федосова: «Я делал к нему буклет. Он примечателен тем, что каждый витраж сделан как настоящий. Я изучила технологию изготовления витража и создала свои по технологии классического витража, только в фотошопе. То есть сначала я нарисовала куски «стекла», потом наложила их на сетку из «латунного профиля», и тщательно обработала каждый стык».

«Беспечный русский бродяга»

(2006)

27_brodyaga

Наталия Федосова: «Лицо человека на обложке составлено из фрагментов лиц всех участников группы. На заднем плане — Вестминстерский дворец, Биг Бен, Куала Лумпур, Статуя Свободы, Чаша Святого Грааля и кошка. Буклет несет в себе «кибернетическую» ноту, соединение шрифта и фона намекают на “Матрицу”».

«Пушкинская, 10»

(2009)

28_pushkinskaya-10

БГ: «Работа с обложкой и буклетом заняла несколько месяцев. Вообще, правдивая история Пушкинской, 10 тянет на большую книгу и нашей с Владимиром Забавским задачей было отобрать самые яркие и важные детали этой истории. Сохранилось не менее полусотни вариантов лицевой стороны, а чтобы найти правильный образ, пришлось прочесывать десятки антикварных магазинов Европы. Но упорная работа принесла свои плоды и обложка вместе с буклетом получились самостоятельным произведением искусства».

Продолжение следует.

Концерт «БГ 60» состоится в БКЗ «Октябрьский» 11 декабря