Закон «О Центральном банке Российской Федерации», где говорилось, что рублю требуется графическое обозначение в виде знака, в России действовал с 1 июля 2007 года. Однако кроме указания на необходимость обозначить национальную валюту символом, сам знак отсутствовал.

2013_12_11_yalublurub

В августе 2007 года на сайтах дизайнерских компаний, составивших инициативную группу — Студии Артемия Лебедева, «Дизайн Депо», Designet и других — появился текст: «Мы обращаемся с предложением принять знак самим и немедленно начать его использовать — не дожидаясь, пока Центробанк выберет знак рубля, игнорируя, как всегда, мнение профессионалов. От нашей активности и последовательности во многом будет зависеть, сможет ли выбранный нами знак прочно укорениться в культуре».

Юрий Гордон выступил со статьей, в которой провел исчерпывающий анализ, зачем нужен такой знак, и разобрал несколько его возможных вариантов. В итоге, коллективным произведением дизайнерского сообщества стал символ рубля в виде прописной буквы «Р», в нижней части дополненный горизональной чертой. Он был разработан на основе материалов конкурса «Знак рубля», инициированного Петром Банковым еще в 1999 году. Среди критериев, важных для применения нового символа, назывались простота графики, шрифтонезависимость, удобство написания от руки.

2013_12_11_rouble-signs

Призыв был услышан — подписи под обращением поставили сотни компаний со всей России, в том числе, в первый же день, журнал «Проектор» — и знак рубля стал использоваться повсеместно. Он есть во всех шрифтах, которые сегодня создаются в России. Он ежедневно встречается в рекламе, на вывесках, в объявлениях, в прейскурантах — везде, где он нужен.

5 ноября 2013 года на сайте Центрального Банка стартовало голосование за лучший вариант знака рубля. Среди пяти вариантов был и тот, который дизайнеры предложили в 2007 году. Спустя месяц прием голосов было окончен, и сегодня объявлены результаты — за предложенный дизайнерским сообществом и за шесть лет уже ставший привычным знак проголосовало более 61% участников.