Пару дней назад галерист и колумнист ART1 Лиза Савина показала с хэштэгом #comingsoon в фейсбуке логотип новой Savina Gallery. Объявлено о заметных переменах на по-прежнему уютной и тесной арт-сцене Петербурга: с нового года два хорошо известных лица AL Gallery выбирают разные дороги. Наташа Панкова становится директором Нового музея, и уже объявила о готовящейся большой ретроспективе Владислава Мамышева-Монро. Лиза Савина будет продвигать художников и торговать искусством под маркой Savina Gallery. Напомним, что в начале этого года вышло интервью, в котором двое галеристов рассказывали ART1 о совместной работе. Теперь мы поспешили расспросить Лизу Савину о новостях.

2013_12_11_Savina gallery

Павел Герасименко. Я надеюсь, что отношения между вами остались прежними. С чем связаны произошедшие перемены?

Лиза Савина. Весной, когда мы давали интервью, только начало работать кураторское агентство, которое занимается направлением b2art (взаимодействие искусства и бизнеса, арт-проекты в поддержку бизнеса). Тогда оно только сформировалось как идея, и еще даже не было зарегистрировано. В какой-то момент стало понятно, что работать так, как обычно работают галереи, дальше нельзя. Причина финансовой несостоятельности большинства галерей - не только в отсутствии рынка. Их руководители не рассматривают галерею как бизнес, нет стратегии и маркетинга, не сформирована структура, которая должна работать как часы. Любой частный бизнес у нас предполагает стопроцентную погруженность, и это всегда каждый день как на войне, с утра до ночи. Не все способны в этом жить. Я в силу особенностей своего темперамента, способна, а Наташа в какой-то момент от этого устала. Она не готова воевать каждый день, а для меня это нормальная практика.

Идею нашего «развода» мы обсуждали еще с лета, рассматривали разные варианты, но в итоге пришли к такому. Есть галерея AL Gallery и кураторское агентство «Sparta», в которых мы 50/50. Теперь мы меняемся: я отдаю свою долю в галерее Наташе, Наташа отдает мне свою долю в кураторском агентстве, я уношу с собой финансовые обязательства по галерее, потому что, по большому счету, остаюсь в непрерывном процессе.

Мне приятно, что на площадке Нового музея, с которой работала AL Gallery, и я надеюсь, будет продолжать работать новая структура, будет человек, с которым мы знаем друг друга много лет и говорим на одном языке. Мы вместе прошли через очень много трудностей, финансовых и психологических проблем. Иногда я думаю, что партнерские отношения в бизнесе гораздо теснее, чем в семье.

П.Г. Чем вызвано новое название Savina Gallery? Почему нельзя было остаться под маркой AL Gallery?

Л.С. Я пришла в AL Gallery управляющей, через год стала партнером, и четыре последних года, что я работала, занималась развитием бренда. AL Gallery, бывшая галерея «Альбом» - изначально детище Наташи, и для нее это настолько выстраданная и пережитая история, что про отдачу бренда речи идти не могло. С другой стороны, за последние годы мое имя стало достаточно узнаваемо. Я рассматривала несколько вариантов в качестве названия галереи, но мои потенциальные партнеры хором как один сказали: «Не выдумывай ничего и пиши свое имя», потому что так будет лучше. Я понимаю почему тем людям, кто у меня покупают и с кем я делаю проекты, важно, чтобы галерея идентифицировалась с человеком, с которым они начали партнерство. Хотя лично для меня в этом названии есть определенный элемент комизма - забавно быть человеком и пароходом.

П.Г. AL Gallery переезжала так часто, что... У Savina Gallery будет новое помещение? Кто сотрудники?

Л.С. Я переезжаю, но пока не подписан договор, не скажу куда. Я надеюсь, что в какой-то момент у меня будет собственное, не арендованное пространство.

Остается вся команда. Есть pr-агентство, с которым у меня предварительный договор. Есть техническая команда, с которой мы делали проект «Близкие люди». Есть пара дизайнеров, с которыми я работаю давно. Я хочу сформировать структуру, которая будет достаточно мобильной и функциональной.

Сейчас я рассказываю своим сотрудникам о том, чем мы дальше будем заниматься. Мы запускаем два образовательных проекта - один на площадке фонда Шемякина, второй пытаемся сделать с Захаром Коловским. Мы будем продолжать работать с государственным сектором, и пока что я ставлю в план два социальных проекта. Я бы хотела привезти пару сильных пермских выставок, которые мне действительно нравятся. Есть шанс, что сейчас кураторское агентство будет заниматься большой площадкой в тысячу метров, сначала джентрификацией, а потом как управляющий партнер по части арта. Мы ищем сейчас возможность сделать хороший параллельный проект к «Манифесте». Мы будем развивать паблик-арт программы, возможно, в сотрудничестве со Славой Полуниным. Разработка программ по эстетике городской среды в соответствии с бэкграундом места, где это происходит, для меня очень важна. Я считаю, что здесь есть мощная перспектива развития для современного искусства. Это большая работа — вопросы структуры, стратегии, отбора, потому что нет грамотно сформулированных для государства и бизнеса предложений.

П.Г. С кем из художников Savina Gallery будет работать?

Л.С. С собой я забираю пять художников - это Олег Хвостов, Виталий Пушницкий, Алена Шаповалова, Илья Трушевский, и новый автор Александр Климцов, а также фотографа Дмитрия Провоторова. Имею в виду Дениса Шевчука - жду. Отбор художников определяется двумя качествами: человек должен уметь работать. И надо, чтобы человек думал, чувствовал, переживал, рос. Я восемь лет занимаюсь галерейным бизнесом, и в итоге к концу восьмого года я понимаю, что мне не с кем работать. В отличие от западных, большинство наших художников не способны к систематической работе, они не рассматривают искусство как профессию. Мир большой, и 12 выставок в год я смогу сделать, в том числе и путем коллаборации с партнерскими галереями.

Я начинаю развивать бизнес в другом направлении. Конечно, сложно. Но, с другой стороны, интересно.