«Диана: история любви» (Diana). Режиссер Оливер Хиршбигель. В ролях: Наоми Уоттс, Нэвин Эндрюс, Дуглас Ходж, Джералдина Джеймс, Чарлз Эдвардс, Дэниел Пирри, Кэс Анвар, Джульет Стивенсон, Джонатан Керриган, Лоренс Белчер, Гарри Холланд. Великобритания, Франция, Швеция, Бельгия, 2013, 113 мин.

diana07

Принцесса Диана уже три года живет во дворце без семьи: муж ее покинул, с детьми разрешено видеться крайне редко. Ее день расписан по минутам: помимо выполнения обязанностей она пересказывает сны подруге-аналитику, бегает по извилистым дорожкам сада, готовит фасоль и салаты, а также с упоением смотрит телевизор. Однако слезы текут ручьем, и никакие плюшевые мишки, украсившие кресло у роскошной кровати, не в силах унять душевную боль. Сначала Диана даст интервью Би-би-си (где скажет свою знаменитую фразу « нас всегда было трое, чуть больше, чем нужно», намекнув на любовницу Чарльза), после которого королевская семья возненавидит ее еще больше. А затем займется миротворческой деятельностью и призывами к запрету противопехотных мин. Впрочем, обо всем этом упомянуто в фильме Хиршбигеля вскользь, поскольку все внимание сконцентрировано на личной жизни принцессы последних лет, а точнее — на ее романе с пакистанским кардиохирургом Хаснатом Ханом.

Автор нашумевших фильмов «Эксперимент» (о том, чем может закончиться страсть к подглядыванию) и «Бункер» (экранизация дневников хорошенькой стенографистки Гитлера) всегда был немного трусом. Уже тогда, предчувствуя не только волну успеха, но и упреки со стороны вышестоящих, он умудрялся при попытке высказаться радикально обойти главные болезненные вопросы поднимаемых тем. Ровно то же происходит с «Дианой»: за историей целой семьи (тут и сыновья, и неверный Чарльз, и отношение к Диане ныне здравствующей королевы — в этом смысле Стивен Фрирз шагнул куда дальше Хиршбигеля), а также разного рода событий в жизни принцессы кроется столько подводных камней, что хватило бы на два противоречивых сериала. Но «Диана» все углы старательно сглаживает, а вместо ответов просто пускает розовую пыль в глаза. Тщательно загримированная и согласившаяся ради такой роли на частичную парализацию лица Наоми Уоттс улыбается, прыгает через заборы, ведет беседы складно и ладно, да только к настоящей «королеве сердец» это не имеет отношения. К тому же всегда можно вспомнить знаменитую De mortuis aut bene aut nihil. О мальчиках упомянуто вскользь, для галочки; романтичные встречи с миллиардером Доди-аль-Файедом объяснены здесь с позиции какой-нибудь уставшей от невнимания мужа вечной домохозяйки; с Хаснатом Диана ведет себя так, словно заранее видит себя на сцене и уже готова собирать цветы от восхищенных ее умением прощать все и всегда поклонников.

С другой стороны, если не относиться с «Диане» всерьез и не требовать от фильма прояснения реальных деталей биографии принцессы, мелодрама получилась хоть куда. Тут и дожди, и объятия влюбленных под музыку у моря, и ссоры со страстными примирениями, и холодное блюдо «месть» на десерт. Жаль, о гибели главной героини нам поневоле известно с самого начала — конец не перепишешь,  happy end отменяется. Но Хиршбигель щадит зрителя: встреча на небесах обещает быть крайне милой, тут уж  режиссер потрудился не хуже создателей «Титаника». Как принято во всех пенообразных драмах, он отменил знаменитое и крайне точное чеховское  «Это только кажется, что всё ещё впереди, что жизнь длинна и счастлива. Что потом всё можно поправить. Никогда это «потом» не наступает» и цитирует пакистанских поэтов.

Art1 благодарит киноцентр "Родина" за содействие в подготовке материала.