Дмитрий Козлов «Клином красным бей белых: Геометрическая символика в искусстве авангарда». Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, СПб., 2014, - 164 с.

2013_12_18_Kozlov Klinom

Один из героев сценки Хармса «Макаров и Петерсен», произнеся название книги, обнаруживает себя среди каких-то шаров. Так и читатель, открывший книгу Дмитрия Козлова, оказывается вместе с ее автором среди геометрических фигур. «Клином красным бей белых: Геометрическая символика в искусстве авангарда» посвящена знаменитому плакату Эль Лисицкого, - от истории его создания до недавних реплик.

Плакат в его первом варианте нарисован Лисицким в 1920 году и напечатан в Смоленске для нужд Западного фронта Красной армии, и это тот случай, когда можно точно установить датировку и авторство архетипического образа. Описание главного произведения не случайно сделано Дмитрием Козловым в стиле музейной «карточки на предмет»: книга представляет образец чистой иконологии. На полторы сотни страниц текста — почти столько же иллюстраций, большинство в цветной альбомной вклейке. Вдобавок, в книгу вложен плакат оригинального формата.

Тема интересует автора уже много лет, и не удивительно, что он везде видит круг и клин. Схожая композиционная схема встречается во всем мировом искусстве: нимбы святых вместе с изображением исходящей изо рта речи — чем не пример клинокруглого построения в раннесредневековой живописи? Но только в искусстве революционного авангарда сочетание круга и вклинивающегося в него треугольника становится динамическим и семантически заряженным.

Обилие цитат в тексте, увязанных между собой авторскими пояснениями, иногда производит впечатление конструктивистского монтажа. Козлов, как в свое время и авторы ЛЕФа, увлечен идеей заставить говорить документ, однако среди источников в примечаниях чаще всего встречаются публикации последних десятилетий.

Основное достоинство книги станет для кого-то ее основным недостатком: она абсолютно идеологически не ангажирована. Разве что иллюстрация на странице 90 приобретает политический и юмористический современный смысл: реклама папирос «Кремль» с текстом «Еще не курила Земля ничего лучше Кремля». При этом, глядя на проект «Новой Москвы» 1930 года архитектора Николая Ладовского, в котором тоже сочетаются две формы, трудно не зарифмовать его с недавним планом приращения столицы, но в наше время динамизма нет и в помине. Поэтому понятно, почему Дмитрий Козлов завершает книгу элегической фразой, описывающей судьбу авангардного искусства: «Последний шедевр создан сто лет назад».