«12 лет рабства» (12 Years a Slave). Режиссер Стив Маккуин. В ролях: Чиветель Эджофор, Дуайт Генри, Брэд Питт, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербатч, Пол Дано, Сара Полсон, Гаррет Диллахант, Кувенжане Уоллис, Пол Джаматти, Таран Киллэм, Майкл Кеннет Уилльямс, Элфри Вудард. США, Великобритания, 2013, 133 мин.

kinopoisk_ru-12-Years-a-Slave-2274031

1841 год, Саратога Спрингс, штат Нью-Йорк. Темнокожий скрипач Соломон Нортап счастлив в браке и всем доволен. Он джентельмен и хороший человек, но слишком верит людям. Быть наивным нельзя и в наше время, а в смутные времена нельзя совсем. Жизнь преподносит Соломону слишком жестокий урок, чтобы считать ее справедливой. После ночи, проведенной в баре с обещающими хорошие деньги незнакомцами, Соломон открывает глаза в темной комнате. Он в цепях, но все еще сомневается, что может быть обманут и продан в рабство. Впрочем, сомневаться в невозможности обрести свободу вновь он будет все 12 лет, что проведет на плантациях гнусных рабовладельцев (главный изверг и садист, конечно, – герой любимого Маккуином Фассбендера, который в силу понятных причин заменить Чиветеля Эджофора никак не мог, а так хотелось бы).

Самое интригующее в этой драме не игра Фассбендера, Камбербатча, Джиаматти или мелькнувшего как комета Брэда Питта, но история выжившего после всех зверств Нортапа. Не напиши он книгу в середине XIX века, кто знает, о чем бы снимал свой третий фильм препарирующий человеческие тела и души Маккуин. С каждым годом картины о рабстве, его отмене и последствиях расизма становятся все красноречивее. Сначала Тейт Тейлор представил боязливо, с оглядкой на все возможные жанры и мнения, «Прислугу» о непрекращающейся даже сто лет спустя травле черных; затем Спилберг тихо рассказал о Линкольне. Чуть позже на вышеозначенную тему в свойственном ему ключе высказался Тарантино: «Джанго освобожденный» – наглядный материал для тех, кто увлекся постмодернизмом и продолжает его изучать. Теперь Маккуин резким рывком прижал всех к стенке, не в последнюю очередь пытаясь пристыдить развеселого Тарантино. Первый афроамериканец на посту президента США Барак Обама должен быть доволен: чем дальше, чем жестче влиятельные режиссеры Америки рубят правду-матку.

t13

Тем временем фанаты не терпящего возражений Маккуина, бывшего, ко всему прочему, успешного художника современного искусства и обладателя премии Тернера, могут быть сильно разочарованы. Несмотря на развитие темы разложения души человеческой вслед за разлагающимся телом (а предыдущие ленты режиссера, «Голод» и «Стыд», были так или иначе об этом), «12 лет рабства» слишком заискивает перед Голливудом, чтобы их можно было любить за искренность. В первые пятнадцать минут фильма темнокожие на корабле, которых везут продавать, рассуждают вслух о своей участи. «Лучше погибнуть в схватке сейчас, чем мучиться потом», - говорит предложивший поднять бессмысленное восстание первый. В эту же ночь он будет мгновенно убит на корабле при попытке защитить одну из соплеменниц. «Единственный путь к спасению — сидеть тихо, оставаясь незамеченным», - утверждает тот, что рабом родился. Вскоре его найдет, погладит по голове и заберет на плантации старый добрый хозяин. Соломон не согласен ни с одним из них, а потому преподнесет готовым смиряться, а заодно зрителю урок силы духа. Урок негодяям преподнесет борец за правду рассудительный канадец (продюсер фильма Брэд Питт не смог удержаться), единственный «приличный» белый. Урок конформистам преподнесет сам Маккуин, выплескивающий ведра крови с экрана – что, может быть, уместно при выяснении всех обстоятельств позорного дела, но не совсем уместно для режиссера, отличающего арт-хаус от большой политики.

Что «12 лет рабства» лишний раз доказывает, так это кочующую у Маккуина из фильма в фильм мысль о том, что насилие тяжело дается и тем, кто его зачем-то устраивает, и тем, кто его почему-то готов молча терпеть. И с этим сложно, очень сложно поспорить, особенно если удастся побывать по обе стороны баррикад.