«На фоне спокойной жизни западных коллег с их идиллическим общением на аукционах и выставках существование российского коллекционера оружия представляется весьма сложным и приближенным к боевой обстановке»

2013_12_21_firearms-3 J.Purdey & Sons — пара охотничьих двуствольных ружей 12-го калибра с замками на боковых досках системы «Self-opening». Великобритания, 1916 год

XIX век. Россия, как и весь Старый Свет, переживает золотой и серебряный периоды развития культуры, искусства, интеллектуальных спортивных увлечений, одним из которых, несомненно, была классическая ружейная охота. К концу XIX столетия все дворянство и интеллигенция посвящают значительную часть жизни этому досугу. Мало кто из русских писателей того времени не упомянул об этом увлекательном занятии: Тургенев, Аксаков, Дриянский живописуют охотничий быт до мельчайших подробностей. Одна из первых открыток на охотничью тему в моей коллекции лучше чем что-либо иллюстрирует это золотое время. Я дал слово, что не буду публиковать эти тексты, поскольку это часть личной переписки, однако приведу одну лишь цитату, без указания фамилий. Пишет житель Лужского уезда своему приятелю охотнику в Петербург: «...Душа моя, Михаил Кузьмич! Как ты уехал, голубчик, утка совсем не летит. Взял намедни пару гусей, да все ж грустно как-то, да и ушел с обеда в усадьбу. Приезжай-ка, ты братец, на конец следующей недели, надо думать, гусь еще будет лететь. И Марфа Петровна, однако ж, велела кланяться тебе, приезжай, брат...»

В это же время в Европе достигает наивысшего уровня мастерство оружейников. Во главе парада извечные классики — английские мастера. Ружья Перде, Ментона, Бизли, Эванса, Вестли Ричардса, изготовленные в то время, служат своим аккуратным хозяевам и по сей день. Не отстают от них и бельгийцы — Лебо, Лепаж, Дефурни, гений фабричного производства Франкотт. Оригинальные и изящные французы Дарн и Идеал соревнуются в популярности с надежными и бюргерски украшенными немцами Зауером, Меркелем и Боком. В России блещут мастерством Мацка, Маслов, Гонно и Лежен. Талантливые инженеры и популяризаторы Ивашенцов и Бутурлин помимо оригинальных конструкций оставят для потомков ряд ценнейших печатных изданий по теории охотничьего оружия. Оружейники-негоцианты, такие, как Лардере, являют собой прекрасные примеры высокого профессионализма. Имея магазин-мастерскую в Петербурге, Морис Лардере являлся официальным поставщиком императорского двора и создавал свои творения в кооперации с англичанами и бельгийцами.

2013_12_21_firearms-4 Boss & Co — Охотничье двуствольное ружье 12-го калибра с вертикально спаренными стволами и замками на боковых досках. Великобритания, 1927 год

С середины XIX века начинается формирование наиболее значительных коллекций охотничьего оружия в дворянских домах. Люди со средним уровнем достатка также стремятся к изделиям с именем. Сохранилась масса каталогов охотничьего оружия от российских торговых домов, знакомясь с которыми можно понять причины доступности изделий мастеров для любого клиента. Возможность частного заказа с учетом индивидуальных особенностей, кредиты, рассрочки платежа, скидки. А главное — отсутствие каких бы то ни было специальных разрешений на покупку охотничьего оружия.

На рубеже веков начинается формирование эстетических потребностей владельцев коллекций. Если купечество отдает предпочтение массивным, украшенным золотом и серебром конструктивам, то дворянство предпочитает изящество форм и оригинальность технической мысли. Тон задавал император Николай II — имея в коллекции Лебо с позолоченными замками, предпочитал охотиться с изящным и аскетичным Лепажем, посадистым и лаконичным Дарном.

После 1917 года плавно стартовал губительный процесс уничтожения, вывоза, калечения охотничьего оружия, продолжающийся до сегодняшнего времени. Пагубные для ремесла процессы имели и другой, не менее фатальный эффект: исчезли последние мастера-штучники, которых и так негусто было на Руси. Закрылись мастерские и маленькие производства со складами, прервалась преемственность поколений оружейных мастеров. Пара крупных заводов не в счет — основное производство там подчинено другим законам. За период тяжелой и кровопролитной войны потеряли еще часть наследия.

2013_12_21_firearms-5 Abbiatico & Salvinelli — пара охотничьих двуствольных ружей 12-го калибра с вертикально спаренными стволами и замками на боковых досках. Италия, середина ХХ века

С окончанием Второй мировой войны в Россию вместе с вернувшимися военными прибыло значительное количество гражданского и охотничьего оружия из Европы, преимущественно из Германии. Здесь преобладали зульские двустволки и тройники, простые и средние ружья бельгийских и французских мануфактур, испанские фабричные ружья. Реже — английские ружья и ружья бельгийских штучников. Попадались киплауфы и различные комбинированные системы. Эта широкая река постепенно превратилась в ручеек, который и вовсе высох после вывода последних войск из гарнизонов стран Варшавского договора. В эти годы росли и крепли военные общества охотников, а обладание двустволками в исполнении Зауера или Зимсона считалось верхом мечтаний. При всей хаотичности данного процесса я склонен считать последствия оного скорее положительными. Да, много оружия поступило в ужасном состоянии, много претерпело уже от советских «умельцев», но остались на руках многие ружья известных производителей в хорошем состоянии. Этот отсев был бы жив и доселе, если бы не начавшаяся тогда очередная кампания по наведению порядка и введение разрешений на гладкоствольное оружие в том числе. Я не буду повторяться, описывая эти славные годы, когда процесс покупки гладкостволки в магазине был прост и приятен, когда коллекционеры и любители хорошего оружия могли, не таясь, заниматься поиском интересующих их предметов. Попав же в аккуратное обращение, эти оружейные реликвии обретали возможность сохранения для потомков.

Нет нужды объяснять, каким культурным и материальным богатством являются живопись, скульптура, антикварная мебель, предметы ювелирного искусства. Однако лишь немногие внесли бы в этот список и охотничье оружие, сделанное руками мастеров. Более или менее для них понятен термин «антикварное» оружие, но для большинства это пара украшенных кремневок, увиденных ими во время школьной экскурсии в музее.

2013_12_21_firearms-1 Обложка каталога ружей, револьверов и охотничьих принадлежностей собственного фабричного производства оружейного мастера Василия Ивановича Петрова. 1915 год

Причины этой неграмотности все те же, а еще — громадная дыра в издаваемой литературе и периодике на эту тему. Я прекрасно помню это доинтернетное время, когда коллекционеры в СССР готовы были отдать любые деньги за истрепанную брошюру Ивашенцова. Даже профильные журналы, коих было немного в ту пору, очень застенчиво печатали материалы об оружейниках и о конструктивных особенностях тех или иных систем. Также зазорной считалась пропаганда охотничьего спорта, а само охотничье оружие всегда стояло в общем ряду с боевым, а значит — общественно опасным.

Все это заслоняло от обыкновенного гражданина главное понятие: охотничье оружие, созданное известными оружейниками, — такая же культурная и материальная ценность, как и предметы искусства.

2013_12_21_firearms-6 Развороты каталога оружия и аксессуаров компании Parker. Великобритания, 1930 год

Работая месяцами, а порой и годами над своим шедевром, подбирая металл и древесину, выковывая заготовки и гравируя детали, мастер создает произведение, находящееся на стыке искусства и инженерии. Такое оружие, радуя глаз, может служить своим хозяевам при надлежащем уходе полтора-два века, а потом занять достойное место в коллекции. А главное, с каждым таким предметом держава богатством прирастает!

К концу XX — началу XXI века ситуация с коллекционированием охотничьего оружия в Росии некоторым образом улучшилась. Хотя и сейчас существуют проблемы. Большие пробелы в законодательстве позволяют надзорным органам по-разному трактовать юридические акты. Таможня ощетинивается запретами и беспредельными поборами. На фоне спокойной жизни западных коллег с их идиллическим общением на аукционах и выставках существование российского коллекционера оружия представляется весьма сложным и приближенным к боевой обстановке. Самая главная беда — единство юридического статуса единичных произведений искусства, музейных раритетов и современного хлама из железа и пластика, выпускаемого миллионами на потребу великовозрастным оболтусам.

2013_12_21_firearms-2 Пара карманных капсюльных пистолетов 54-го калибра с внутренними замками. Середина XIX века, Англия, Бирмингамские испытательные клейма. Аукцион Holts, Лондон

В сегодняшней России сложилось две общности коллекционеров оружия. Профессионалы с хорошей подготовкой, большим опытом, широким кругом общения — это качественное меньшинство. В большинстве же просто состоятельные люди, убедившиеся в пользе инвестиций в этой сфере, покупающие без системы, руководствующиеся больше ценой изделия, нежели его историей. Я желаю успеха и первым и вторым, ибо только количественное увеличение числа поклонников этого увлечения приведет нас к качественным изменениям на государственном уровне.