«Хоббит: пустошь Смауга» (The Hobbit: The Desolation of Smaug). Режиссер Питер Джексон. В ролях: Мартин Фримен, Иэн Маккеллен, Орландо Блум, Ричард Армитэдж, Эванжелин Лилли. США, Новая Зеландия, 2013.

THE HOBBIT: THE DESOLATION OF SMAUG

Хоббит Бильбо (Фримен) с одиннадцатью гномами и колдуном Гэндальфом (Маккеллен) продолжает полное приключений путешествие, конечной целью которого является убийство злого дракона Смауга (Камбербэтч), оккупировавшего родину гномов и отобравшего все их наследные богатства. Смауг в этой серии открывает личико, а честная компания встречает на пути лесных эльфов и их надменного короля, а также жителей пограничного озерного города, стонущих под пятой полусумасшедшего тирана-бургомистра (Фрай) и изначально призванных защищать гномий народ от посягательств внешних врагов. Новые и старые персонажи вроде эльфийки Тауриэль (Лилли), Леголаса (Блум), Барда-лучника из озерного города (Эванс) и его детей разбавляют дорожную историю любовными, семейными и экзистенциальными линиями. Гномы по-прежнему, несмотря на браваду, ведут себя без хоббита как слепые щенята, Гэндальф рыщет по Средиземью в поисках Зла, орки все так же агрессивно настроены, а Бильбо начинает подпадать под власть своей прелести.

The-Hobbit-Desolation-of-Smaug-gold-pile

Растянуть короткую сказочку на три трехчасовых ленты — дело почти такой же сложности, как вписать в такой же хронометраж серьезную, изобилующую множеством подробностей сагу. Поэтому в «Пустоши Смауга» сценаристам пришлось сделать отсутствовавшие у Толкиена привязки к «Властелину колец» очень длинными: чуть ли не все эпизоды сопровождаются дополнительными разговорами о пока туманных, но мрачных перспективах, заметно постаревший Орландо Блум участвует почти в каждой заварушке, а Гэндальф махнул рукой на гномов и их незначительную проблему и весь фильм исследует логово Саурона на предмет тайной жизненной активности (надо сказать, что сцены в полуразрушенной темной башне — одни из самых зрелищных). Действие сопровождается натужными драками, единственная достойная из которых — массовая в бочках на реке, и пафосными диалогами обо всем на свете: трудно отделаться от ощущения, что герои ждут не дождутся победы над Смаугом, когда можно будет пожать друг другу руки и разойтись, но знают, что до до финала еще год реального времени и несколько часов киношного.

Надо чем-то себя занять. Как героям, так и зрителю. Который может отвлечься на межрасовый любовный треугольник, в котором блистает Эванжелин Лилли из Лоста, неизменно очаровательную мимику Стивена Фрая и по-настоящему впечатляющего дракона (отдельное спасибо прокатчикам, ничтоже сумняшеся лишившим российскую аудиторию  выбора услышать не только разнообразные ирландские выговоры гномов, но и познать суть драконьей харизмы —  голос Бенедикта Камбербэтча). Впрочем, чем больше смотришь фильмов, сделанных для 3d, тем лучше понимаешь, что к ним нужно выработать какой-то принципиально иной подход. Потому что пока каждый раз хочется воскликнуть: «Люди, уйдите! Не мешайте наслаждаться видом!».

The-Hobbit-The-Desolation-of-Smaug-37