Art1 подводит итоги: главные события в мире кино за минувший год по мнению критиков.

 

Зара Абдуллаева

историк и критик кино (Москва)

«Мнимый прием» Мани Хагиги. Фактура иранская, а фильм универсальный, без навязчивого (любого толка), никому не нужного специалитета, экзотизмов и т. д. Неожиданный в повествовании, умный, динамичный, смелый и одновременно доходчивый фильм. Хагиги легко и на глубине чувствует любой жанр – от триллера до притчи.

«Кровь» Алины Рудницкой. Документальное художественное кино, нераздельно сплетающее физику с метафизикой, что является большой редкостью.

«Булаг» Солбона Лыгденова. Фильм, знаменующий ресурсы, резервы режиссера, региона, где он снимает, персонажей, которых выбирает. Оригинальность неоспоримая, но – что радостно – без оригинальничинья. Свобода, юмор, визионерский драйв и понимание без глупостей про эпос.

01 «Мнимый прием». Режиссер Мани Хагиги. 2013.

 

Анжелика Артюх

историк и критик кино (Санкт-Петербург)

"Pussy Versus Putin" (авторы Gogol’s Wives). Этот документальный фильм можно назвать кинематографической акцией. Прежде всего потому что его создатели определенно разделяют взгляды группы – и не только тем, что они кропотливо зафиксировали все их выступления, а также подготовку к ним, но и тем, как и для чего они ставят свои монтажные акценты. Gogol’s Wives не создали форматный биографический фильм, а смонтировали манифестационное высказывание, призванное максимально точно донести основной мэссэдж Pussy Riot. Это мэсседж бунта в России – не случайно они начинают свой фильм с того, как девушки в балаклавах расшифровывают название группы, а несколькими минутами позже, репетируют новую акцию, выкрикивая «бунт в России!». Этим бунтарским духом в фильме проникнуто все: от текстов песен и манеры подачи, до того, как лихо Самуцевич стаскивает шапку у мента, схватившего ее на акции в метро, как твердо Толоконникова отказывается отдавать полиции свой «комбик» после акции «Путин з***л!» на Красной площади, как храбро Самуцевич и Толоконникова держатся в ряду белоленточников, вышедших протестовать на улицы за честные выборы, как отчаянно Pussy рвутся петь, танцевать и молиться на амвоне, несмотря на силовые меры охранников, как упорствует в своих одиночных пикетах поддержка Pussy Riot, окруженная агрессивными православными активистами, как выкрикивают вновь и вновь «Свободу!» люди у Таганского суда, когда девушкам объявили приговор.

"Pussy Versus Putin" (авторы Gogol’s Wives). "Pussy Versus Putin" (авторы Gogol’s Wives). 2013

 

Борис Гройс

философ, историк и критик современного искусства (Нью-Йорк, Кельн)

«Акт убийства» (The Act of Killing), сделанный режиссером Джошуа Оппенхеймером в сотрудничестве с группой «Анонимус» (британско-датско-норвежская копродукция, 2012 год, продюсер Вернер Херцог). Съемочная группа приехала в Индонезию на Северную Суматру и предложила некоторым из участников массовых убийств коммунистов в 1965 – 1966 годов (в ходе которых погибли миллионы человек) сняться в фильме, который в положительном свете описывает эти убийства, и сыграть самих себя. Фильм этот, конечно, был фиктивным. Реальный фильм является «Making of… » этого фиктивного фильма. Бывшие убийцы наслаждаются своими ролями, с удовольствием вспоминая  свое брутальное прошлое. Но фильм прежде всего не о самих убийствах, а о влиянии голливудского кино за пределами США. В 60-е годы большая часть индонизийской молодежи стремилась подражать героям гангстерских фильмов, которые для нее воплощали идеал свободы. Индонизийские коммунисты хотели ограничить показ американских фильмов и тем самым вызвали ненависть к себе. Характерно, что главный убийца, задушивший своими руками с помощью проволоки более 1000 человек, был тогда владельцем кинотеатра, в котором эти фильмы показывали.

TAOK_AnwarBehindCamera «Акт убийства». Режиссер Джошуа Оппенхеймер. 2012.

 

Дмитрий Комм

историк и критик кино (Санкт-Петербург)

В русском кино событием года всегда являются не фильмы, призы и фестивали, а выдача денег Министерством культуры. Так вот в нынешнем году центральным событием стал скандал, разразившийся вокруг госфинансирования. Любители кино хорошо знают подробности. Одним признанным мэтрам не дали по идеологическим соображениям, другим даже питчинг не помог, а кому-то дали, но создали вокруг проекта такую нездоровую атмосферу, что режиссер сам предпочел от финансирования отказаться. И вот, среди традиционного плача о гибели культуры, вдруг стали раздаваться голоса некоторых критиков и даже отдельных «творцов», что может быть и не надо нам этой господдержки? Что не комильфо это как-то: в стране, где живет 140 млн. русскоязычных зрителей, не уметь самим окупать свое кино. Что надеяться на просвещенного министра в России еще глупее, чем на доброго царя. И пусть это робкие голоса, немного даже испуганные собственной смелостью – все же луч света над застойным болотом русского кино уже появился. Не было бы счастья, да несчастье помогло. И если несчастье, в лице Минкульта, будет так же помогать и далее, глядишь, когда-нибудь в нашей стране возникнет вменяемое, работающее по законам рынка кинопроизводство, ориентированное на спрос снизу, а не на заказ сверху. Но это уже из числа новогодних пожеланий.

 Emblem_of_the_Ministry_of_Culture_(Russia)_2012

 

Андрей Плахов

критик кино (Москва)

Появление и победа в Канне фильма "Жизнь Адели" Абделатифа Кешиша - манифестация мироощущения новой Европы, мультиэтнической, мультикультурной, исповедующей религию и мораль подлинных чувств. Смелое кино, новая ступень постижения реальности средствами кинематографа.

"Жизнь Адель". Режиссер Абделатиф Кешиш. 2013. "Жизнь Адель". Режиссер Абделатиф Кешиш. 2013.

 

Василий Степанов

историк и критик кино (Санкт-Петербург)

Боюсь, что главное событие - это смерть Алексея Балабанова. Тут никаких комментариев не нужно.

800px-Aleksei_Balabanov_(1) Алексей Балабанов.

 

Андрей Фоменко

историк и критик современного искусства и кино (Санкт-Петербург)

Я в принципе не спешу смотреть новинки кинопроизводства, а когда это все-таки происходит, чаще всего испытываю скуку и разочарование. Зато, как и многие в наши дни, с удовольствием смотрю телесериалы. В них великая традиция голливудского и вообще нарративного кинематографа нашла свое продолжение и развитие. Именно развитие, поскольку современные сериалы позволяют говорить о новых тенденциях в жанровом кино. Например, о появлении нового типа (анти)героя и – шире – о моральной амбивалентности и отказе от черно-белой картины мира. Конечно, шедевры и тут немногочисленны. В минувшем году вышел последний сезон одного из них («Во все тяжкие») и началась демонстрация другого («Карточный домик»), а кроме того, продолжились еще несколько – «Безумцы», «Подпольная империя», «Игра престолов». В то время как киномейнстрим возвращается в эпоху, когда фильм понимался как визуальный аттракцион, такие люди, как Винс Гиллиган, Мэттью Вайнер и Бо Виллимон оттачивают искусство многочасового повествования, попутно ставя серьезные этические вопросы.

most-wanted-tv-shows-summer-2013-breaking-bad «Во все тяжкие». Создатель Винс Гиллиган. 2008 - 2013.

 

Нина Цыркун

историк и критик кино, редактор журнала «Искусство кино» (Москва)

Каким-то непреднамеренным, я думаю, образом, из ключевых моментов разных фильмов сложилась определенная тема, которую трудно обозначить, хотя напрашивается одиозное «постапокалипсис». В фильме «Гравитация» мексиканца Альфонсо Куарона американский космический шаттл попадает под обстрел обломков уничтоженного за амортизацией российского спутника. В фильме «Не угаснет надежда» Джея Си Чендора яхту, на которой плывет одинокий старик, таранит железный контейнер с мусором. А когда этот тонущий в океане человек подает сигналы бедствия, мимо него, не замечая, проплывает сухогруз компании Maersk – одно из тех американских судов, которое взяли на абордаж сомалийские пираты в картине «Капитан Филлипс» англичанина Пола Гринграсса. Терпящим бедствие удается поймать по радиосвязи только отголоски непонятной китайской речи. Может быть, это и есть глобализм; вавилонское столпотворение, обреченное на гибель не чьей-то злой волей, а просто мусором.

allislost «Не угаснет надежда». Режиссер Джей Си Чендор. 2013.

Иван Чувиляев

кинокритик (Санкт-Петербург)

«Танец реальности» Алехандро Хородоровского. Фильм, что называется, по факту – событие года, значительнейшее из возможных. Это не просто возвращение одного из главных авторов двадцатого века в режиссуру после двадцати лет молчания. Это примерно как если бы Сэлинджер незадолго до смерти опубликовал новый роман – пробуждение мамонта в мире карликов. Но дело, конечно, не только в масштабе – «отсидевшись в тылу», Ходоровский тем временем впитал в себя вообще все главное, что произошло в кино за время его отсутствия. И показал класс – как с этим обходиться. Новая визуальность, говорите? Нате, получите – кричащие краски, Гоген от зависти удавится. Нарратив? Вуаля – режиссер регулярно является на экран, чтобы прокомментировать происходящее. Документальность? Пожалуйста – Ходоровский снимает свою подробнейшую автобиографию. Ну и, наконец, помимо авторитетности фигуры и чуткости к тенденции, здесь есть еще кое-что, явление чего действительно – событие. Фантастическая, вернее слова не найти, борзость – в лучшем смысле. От такой режиссерской смелости все попросту отвыкли: каждый из приемов Ходоровского, примененный в «Танце» – от мамы, не проговаривающей, а пропевающей роль, до сцены драки с безрукими инвалидами – стоит десятка творений Педро Кошты и Белы Тарра вместе взятых. Ощущение, как будто двадцать лет все только и делали, что готовили триумфальное возвращение Ходоровского.

04 «Танец реальности». Режиссер Алехандро Хородоровский. 2013.

Материал подготовил Андрей Фоменко при участии Ивана Чувиляева