«Как я теперь живу» (How I Live Now). Режиссер Кевин МакДональд. В ролях: Сирша Ронан, Том Холланд, Джордж МакКей, Харли Берд, Дэнни МакЭвой, Анна Чанселлор, Джонатан Рагман, Кори Джонсон, Даррен Морфитт, Софи Эллис, Сабрина Диккенс, Бойд Роджерс, Гэвин Симс. Великобритания, 2013, 101 мин.

How I Live Now 2

 «В наше время в нашем месте стоит разбираться в жести»

«Жесть» (Кровосток)

Дерзкая девочка Дейзи, типичный посылающий всех подальше подросток, приезжает на лето к дальним родственникам в глухую английскую деревушку. После шумного Нью-Йорка ей не очень понятно, как правильно реагировать на дружбу кузенов с козами, ловлю рыбы, купания в горных реках и строительство вигвамов у костров. В гламурных журналах ничего об этом не сказано, а потому приходится корчить недовольные мины, проверять все на зубок и не довеять ни единому слову. Поскольку вода может быть отравлена, шоколад вызывает прыщи, улыбаться всем без разбору бессмысленно. Но зеленые травы, нескошенные луга, облако -озеро -башня пахнут не столько летом и козьим молоком, сколько первой, такой уместной в данном контексте любовью. Искать ее даже не приходится. Как только похожий на Геракла кузен Эдди проводит мирные переговоры с коровами, а затем слизывает кровь с порезанного пальчика Дейзи, судьба юных Ромео и Джульетты решена. На этом фоне очень некстати начинается Третья Мировая и дальше уже совсем как в песне «жесть как она есть, кровля мясо с кровью, во бля, а вы тут с любовью». Телепатические способности Эдди куда-то исчезают, небо посыпает головы пеплом, а журнальные подсказки и обиды на родителей оказываются как-то не у дел.

Экранизация получившего несколько литературных премий бестселлера Мэг Россоф «Как я теперь живу» вносит новые смыслы в миры суровых девочек возраста Дейзи и влюбленных в них ранимых мальчиков. Это такой своеобразный ответ Кевина МакДональда отважным малышкам на возмущение, почему «Орел девятого легиона» снимался скорее для парней - ведь девчонки не хуже. Тот факт, что фильм подпадает под категорию R (не рекомендовано детям до 16) только добавит в глазах посмотревших крутизны, без которой в пятнадцать просто из дома не выйти - засмеют.

Градус пафоса получился высок: режиссер не терпящего возражений «Последного короля Шотландии» силится показать все ужасы бомбежек и людской вражды (горы трупов, сцены насилия в кустах, изувеченная войной психика) как какой-то подражающий голливудским гуру новичок. Про целующихся птиц, скачущих от радости собак и беззащитные шипы белых роз получилось, однако, куда правдоподобней. Действительно, купаться в лучах залитых солнцем пейзажей можно бесконечно. Тут еще живой окровавленный мальчик ползет по дороге, здесь издеваются над женщиной, там летают истребители, но вот мракобесие сменяют кадры спелых ягод ежевики в лесу, и можно перевести дух- оператор с вами заодно.

«Как я теперь люблю» - это такая light-версия «Дороги» Джона Хилкоута: тоже не самая удачная экранизация романа об изувечившем души апокалипсисе, двое путников (стар и млад) с неугасающей надеждой в глазах, единственым выходом оказывается в конечном итоге сила духа героев и их безграничная вера в чудо. Намеренно ли МакДоналд создал облегченный вариант «Дороги» или просто совпало, пусть постфактум решают подростки, пока только собирающиеся прочесть одну из самых жутких книг Кормака Маккарти об одиночестве.

Фильмов о конце света и трансформации человека в связи с неизбежным вообще великое множество, начиная от любовной драмы «На берегу» Стэнли Крамера, включая стоящий особняком шедевр Лопушанского «Письма мертвого человека» и заканчивая «Меланхолией» Ларса Фон Триера. «Как я теперь люблю» куда слаще и милее; он вообще не столько об апокалипсисе, сколько о необходимом взрослении и умении вовремя отделаться от засоряющего наши головы ненужного мусора. А дальше, набравшись терпения, можно снова о любви и муках, неизбежно ей сопутствующих.