«Воровка книг» (The Book Thief). Режиссер: Брайан Персивал. В ролях: Софи Нелисс, Роджер Аллам, Хайке Макач, Готтард Ланге, Райнер Рейнерс, Джеффри Раш, Кирстен Блок, Эмили Уотсон, Нико Лирш, Бен Шнетцер, Карина Н.Визе. США, Германия, 2013, 131 мин.

sophie nelisse as THE BOOK THIEF

Девятилетняя Лизель попадает к приемным родителям, поскольку ее мама — коммунистка, а это накануне Второй Мировой - несколько другой уровень опасности, нежели декларация сегодня бойких статусов  о классовой вражде в фэйсбуке. До того, как мама исчезнет из жизни дочки навеки, Лизель успеет похоронить младшего брата, а заодно прихватить на кладбище «Пособие для могильщиков». Отныне есть, чем занять себя в незнакомом доме. Новый папа научит ее читать на родном немецком (только незнакомые слова, готовясь к Оскару,  выписывать Лизель будет исключительно на английском), чтобы позже девочка могла согревать сердце прячущегося в подвале еврея. Также выяснится, что можно «одалживать» книги из личной библиотеки бургомистра — стоит только научиться прыгать в роскошную комнату через открытое зимой и летом окно.

«Воровка книг» - очередная готовая к награждению статуэткой отполированная драма в мундире, застегнутом на все пуговицы; сглаживающая не только углы, но мелкие морщинки экранизация прогремевшего на весь мир бестселлера Маркуса Зусака. Смерть начинает свой закадровый монолог мягким голосом, как бы заранее предупреждая, что все будет хорошо — проще, чем в книге. На войне как в fashion-сказке: подумаешь, бомбят, и все умерли; вы лучше приглядитесь к ловко подкрашенным румянами скулам и подкрученным плойкой волосам юной модели Софи Нелисс. На протяжении всего фильма Софи сменит несколько нарядов (даже спать накануне самой страшной окончательной бомбежки она ляжет при параде), причешет по-разному кудри, но выражение лица останется неизменным. Приподнятые брови, чуть приоткрытый рот, широко распахнутые глаза как у куклы. Она слегка удивлена происходящему, и даже пару раз крикнет «ненавижу Гитлера» у живописного озера. Голос не дрогнет, «ненавижу» прозвучит равно как  «договорились», зато общий план, красивые дети, осень как на открытке — вот вам кадр на заставку компьютера.

Впрочем, режиссер Брайан Персиваль, словно понимая это, решил разнообразить кастинг и пригласил на роли приемных родителей Лизель Джеффри Раша и Эмили Уотсон. С их помощью вера в то, что некоторые люди что-то чувствовали во времена Третьего Рейха, на мгновения возвращается. Из мегеры и домашнего узурпатора Уотсон трансформируется в слабую, готовую на жертвы женщину. Джеффри Раш вообще, кажется, вытягивает всю картину — в одной только грустной его улыбке читается вся бессмысленность любой кровавой бойни. Однако, холеные, натужно улыбающиеся дети мешают хоть сколько-нибудь задержаться вере в происходящее на экране. Бояться совершенно нечего: погибшие похожи на манекенов, бомбы – на новогодний фейерверк. Сам городок просто чудный - так и хочется купить билет, чтобы бесконечно бродить по узким заснеженным улочкам, любуясь умиротворенными розовощекими жителями и игрой ребятни в мяч. А Лизель, так с ней все в порядке. Знаете, сколько книг за свою жизнь прочитала? Добрая, добрая смерть полюбила девочку, а потом разрешила ей насладиться зрелищем освобождения Германии доблестными американскими войсками. Вот какой тут конец, а кто слушал – молодец!