Креативный кластер на Обводном — один из самых успешных в городе и уж точно самый большой.

mg_1510

Где это

«Ткачи» расположены в пятиэтажном здании промышленной архитектуры на набережной Обводного канала, 60. Рядом находятся одноименная станция метро и «Ашан».

Что было

Южная сторона самого длинного петербургского канала в XIX веке осваивалась владельцами крупных мануфактур, а позже — фабрик и заводов. Сам Обводный использовался фабрикантами одновременно как транспортная артерия, источник воды и открытый коллектор для стоков. С 1840-х годов на одном из участков южного берега канала началось возведение комплекса зданий Новой бумагопрядильной мануфактуры. Застройка велась по проектам нескольких архитекторов. Здание, в котором сейчас располагаются «Ткачи», было построено в 1851 году под руководством Александра Рокова. Позже это сооружение перестраивали и расширяли по проектам Александра Зафтлебена, Николая Гаккеля и Николая Басина. В 1925 году фабрика получила имя революционера Петра Анисимова (Моисеенко), который работал на этом предприятии в 1870-х. С началом перестройки ткацкое производство было приостановлено, а в 2001 году здание оказалось под охраной в качестве выявленного объекта культурного наследия.

mg_9327-copy

Что стало

В 2006 году здание бывшей мануфактуры выкупила группа компаний «Овентал». Началась реставрация находящегося в заброшенном состоянии сооружения, которая завершилась в конце 2012 года. Внешне оно практически не изменилось, а внутри на пяти этажах разместились магазины и шоу-румы (на первом этаже), офисы (со второго по четвертый этаж), большое публичное пространство на пятом этаже (Tkachi Open Space). Дизайн интерьеров был создан компанией «Архпроект-3». Примечательно, что градозащитники дали этому проекту высокую оценку. Многие из них до сих пор называют реконструкцию здания Новой бумагопрядильной мануфактуры одним из наиболее удачных примеров работы с историческими постройками.

В конце 2013 года в рамках Ежегодного городского смотра-конкурса на лучшее комплексное благоустройство территорий районов Санкт-Петербурга «Ткачи» заняли первое место в номинации «Самый благоустроенный объект культурного наследия (памятник истории и культуры)» среди пяти районов (Выборгский, Калининский, Красносельский, Приморский, Фрунзенский).

mg_1322_3_4_fused

В настоящий момент «Ткачи» — это многофункциональный центр площадью 10 000 кв. м — самое большое креативное пространство в Петербурге. Стоимость аренды квадрата — от 1000 до 1500 рублей.

Первой художественной акцией в «Ткачах» стала фотовыставка Глеба Косорукова «100 стахановцев». Затем здесь проходили фестиваль медиаискусства «Киберфест», фестиваль видеомэппинга и Global Foto Zone. Совместно с партнерами «Ткачи» проводят ежегодный благотворительный фестиваль «Булочки с корицей», а также елки «Семейное рождество в "Ткачах"». Одним из наиболее громких событий стало открытие в марте прошлого года скандальной выставки Марата Гельмана Icons. Недовольные устраивали у крыльца протестные пикеты, а из-за наплыва посетителей время работы экспозиции несколько раз продлевали.

mg_0956_7_8_fused

Резиденты

На первом этаже «Ткачей» расположена торговая зона. Тут находятся магазины дизайнерской одежды Monoroom, Banya Concept Store, Russian Room, секонд-хенд Off, а также музыкальный DJ-Store, книжный, турагентство и велосалон Electra.

mg_1411_2_3_fused

mg_1459_60_61_fused

mg_1586_7_8_fused

Со второго по четвертый этаж размещаются компании, чья деятельность связана с креативными индустриями: дизайнеры и архитекторы, издатели и фотографы, рекламщики и пиарщики, специалисты в сфере развлечений и организации мероприятий. Здесь базируются находятся офисы, представительства и мастерские компаний Geometria TV, Volga-Volga, Brand in Trend, Osome2some, Targetti Poulsen Russia, Dream Agency, студия Алины Герман, бюро «Горпроект» — всего более 60 резидентов. Тут же расположены школы вокала и танцев, бразильский культурный центр «Жинга», редакции сайтов «Карповка», «Телеграф» и портала ART1.

mg_1622_3_4_fused

На пятом этаже «Ткачей» на площади в 1000 кв. м организовано многофункциональное публичное пространство (Tkachi Open Space). Тут проходят благотворительные акции, детские праздники, выставки, концерты, вечеринки, семинары и мастер-классы. Тут же на пятом этаже действует кафе и предназначенные для детей и их родителей творческие мастерские «Цыпленок и огурец».

mg_1511_2_3_fused

Что будет

По словам креативного директора «Ткачей» Дмитрия Милькова, ротация резидентов существует, но она небольшая. В настоящий момент все площади сданы, и в этой части деятельности «Ткачей» глобальных перемен не предвидится. Что касается пятого этажа, то здесь запланировано немало интересного. Креативные управляющие «Ткачей» (некоммерческое партнерство «Центр развития творческих индустрий») уверены: все главное у креативного пространства еще впереди. На 2014 год у них серьезные планы по превращению площадки пятого этажа в уникальное пространство-трансформер для выставок, кино, театра, музыки, танца, образовательных программ и крупных международных проектов.

Обновленный пятый этаж, между прочим, призван служить объединению всех базирующихся в здании творческих предпринимателей. Синергетический эффект от которого руководство сравнивает с конфоркой, которая призвана разогревать весь этот «креативный бульон». По мнению владельцев, именно в сотрудничестве и взаимодействии и заключается смысл креативного кластера.

mg_1375_6_7_fused

Еще более масштабные планы связаны с освоением окружающих «Ткачи» пространств. Глобальная задача, которая стоит перед командой, заключается в некой внешней творческой экспансии. По мнению креативного директора, проблема взаимодействия арт-пространств с контекстом характерна практически для всех подобных петербургских проектов: «Большинство из них напоминают своеобразные арт-гетто. Они интересны своей целевой аудитории, но мало влияют на окружающий их город и его жителей. Люди идут по Лиговскому мимо «Этажей» или из «Ашана» рядом с «Ткачами», и даже не знают, что у них есть по соседству.

mg_1360_1_2_fused

Необходимо найти ответы на вопросы, что мы даем городу, что мы даем Фрунзенскому району. Важно разработать тактику и стратегию действий на той территории, где мы находимся».

Прямая речь

Дмитрий Мильков, креативный директор «Ткачей»:

img_2661

«Говоря о петербургских креативных пространствах, таких как «Ткачи», «Четверть», «Этажи», «Пушкинская, 10» важно понимать, что все они очень разные. Каждое пространство проживает свою жизнь, поэтому и проблемы у них возникают разные. Общая для всех сложность заключается в оптимальном балансе между творческими и коммерческими интересами, и для каждого этот баланс разный. Если комментировать звучащие в адрес «Ткачей» оценки, что мы «замаскированный под арт-пространство бизнес-центр», то могу сказать, что «Ткачи» действительно являются бизнес-центром, но не обычным. Мы не арт-пространство, мы — креативный кластер для так называемых творческих индустрий. Мы объединяем под одной крышей тех, кто занимается творческим бизнесом — архитекторов, дизайнеров, модельеров, издателей и многих других. Эти люди — не артисты, они — творческие предприниматели.

Нас не надо сравнивать ни с «Эрартой», ни с «Винзаводом». Наиболее амбициозным для нас может быть сравнение с Силиконовой долиной. Если у них собраны лучшие в мире специалисты в области IT, то мы хотим собрать у себя наиболее креативных, харизматичных, известных и, конечно же, финансово успешных предпринимателей Петербурга. Исходя из этого, мы формулируем свои цели и задачи.

Что касается бизнеса, то я, являясь не только креативным директором «Ткачей», но и президентом Центра развития творческих индустрий, и сам давно задаюсь вопросом, существует ли для Петербурга некая универсальная бизнес-модель, подходящая для подобных проектов, можно ли рассчитать некий период их окупаемости. Могу сказать, что пока четкого ответа на этот вопрос у меня нет. Кстати, найти его мы пытаемся в рамках проекта CreativeClaster.pro.info, который направлен на изучение российского и мирового опыта по созданию таких пространств.

mg_1499_500_501_fused

Говорить о том, что такие пространства, как «Ткачи» или «Этажи», могут составить реальную конкуренцию традиционным точкам туристического притяжения, конечно, нельзя. По сравнению с потоками, направленными к Эрмитажу, к нам тянутся ручейки, но потенциал пространств, подобных нашему, огромен. Мы должны быть «креативным» городом. Пока же мы чаще всего уверены: раз у нас есть Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр и Публичная библиотека — мы «культурная столица» и можно спокойно спать дальше.  К тому же креативные пространства и кластеры служат для жителей и для туристов некой дополнительной инфраструктурой. Хорошо же, когда у людей есть возможность после малых голландцев пойти на джазовый концерт или в модную галерею. Это разнообразит жизнь и делает Петербург ярче и привлекательнее».