Чарльз Марч. «Интерпретация природы» (2008-2012). Мраморный дворец. 22 января — 17 февраля 2014

16-_-forbidden-city Чарльз Марч. Запретный город, 2011

Профессионально заниматься фотографией Чарльз Марч начал в 1973 году, когда проходил стажерскую практику на фильме «Барри Линдон» в мастерской Стэнли Кубрика. Затем он создал документальную серию о санитарном просвещении в кенийском городе Гарба Тула. Последующие годы работал как рекламный фотограф.

То, что Чарльз Марч делает сейчас, сильно отличается от его предыдущих работ. Эта фотография более свободная, смелая. Он перестал использовать студийные софиты и вспышки, и теперь снимает при дневном освещении. Сам процесс довольно необычен — фотограф называет его способом «эмоциональной произвольности». В момент экспозиции камера движется наподобие карандаша или кисти — так ей удается запечатлеть не мгновение, а процесс. И выбирая предмет для съемки, автор пытается изобразить не сам объект, а впечатления о нем.

46-_-castelnuovo-berardenga Чарльз Марч. Кастельнуово-Берарденга, 2010

Создавая свои кадры, Марч обращается к источникам, которые существовали и до появления фотографии. Это и карандашные рисунки Джона Констэбля, и «Цветные истоки» Уильяма Тернера, созданные им в ходе работы над пейзажными композициями.

02-_-highwood-2 Чарльз Марч. Хайвуд 2, 2008

Большая часть образов в «Интерпретации природы» связана с окрестностями усадьбы Гудвуд в Сассексе, принадлежащей семье Марча с конца XVII века. Когда он снимает деревья, они выглядят схематично, эскизно, как в китайской классической живописи кистью. В них есть великолепное чувство плавности и динамики. И чем проще получается, тем эффектнее. Причем, один и тот же объект изображения каждый раз выглядит иначе. И тут важен масштаб, ведь в реальности эти объекты довольно большие, и размер усиливает впечатление. Дело как раз в ощущении: будучи ребенком, фотограф провел многие часы в этих лесах, и теперь пытается передать магию и историю этих мест. Опуская эти детали, сами фотографии просто создают хорошее впечатление света и цвета.

20-_-lake-como Чарльз Марч. Озеро Комо, 2010

Сегодняшнее творчество Марча развивается как средоточие двух линий эволюции фотографии. Одна связана с более чем столетней практикой съемки движения. Вторая — с не менее долгой практикой передачи состояний, атмосферы, ауры. В этом отношении их можно воспринимать как прославление английского духа и английского романтического восприятия.

33-_-rookery-2 Чарльз Марч. Гнездовье грачей 2, 2009

Евгения Сероусова, куратор, научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея