В конкурсной программе Роттердамского кинофестиваля покажут один отечественный фильм — «Комбинат “Надежда”», игровой дебют документалиста Наталии Мещаниновой. Режиссер рассказала ART1, как Норильск оказался самым важным персонажем ее фильма и самым невыносимым актером.

kombinat_1 На съемках фильма «Комбинат "Надежда». Фото: Денис Клеблеев

— Давайте начнем сначала — как получилось, что вы решили из документалистики перейти в игровое кино?

— Это было предрешено, наверное — мне всегда хотелось снимать именно игровое кино. А документальное было, скорее, школой, причем очень хорошей. За то время, что работала в доке, я научилась именно понимать окружающую реальность, чтобы уже в игровом кино не брать сюжеты и героев из головы, а отталкиваться от того, что вижу вокруг.

— В «Комбинате» один из главных героев — Норильск, в котором фильм снят и в котором разворачивается его действие. Почему выбрали именно этот город?

— Он далеко не сразу пришел — сценарий писался без учета места действия. Но было ощущение, что чего-то не хватает, и мы никак не могли понять, чего. Пока не задались вопросом, в каком именно суровом городе действие происходит. И когда нарисовался Норильск, все встало на свои места. Меня он, в общем, долго не отпускал — мы с автором сценария Любовью Мульменко серьезно изучали город, и чем дальше, тем больше было понятно, что он — для «Комбината». Я там собиралась снимать и одну документальную вещь тоже.

kombinat_2 На съемках фильма «Комбинат "Надежда». Фото: Денис Клеблеев

— Город, как я понимаю, не слишком радостный. Все, кто мне о нем рассказывали, говорили, что это место каких-то диких сочетаний вроде прогулочных галерей сталинских домов с температурой минус тридцать.

— Он не просто не слишком радостный или «город контрастов» — это очень жуткое место.

— Были проблемы со съемками?

— Да, по местному телевидению показывали репортажи про то, как московские пижоны приехали позорить их родной город. Это очень странное место — там сочетаются такие «чемоданные настроения» с комплексом островного государства. Все уверены, что они отсюда уедут. При этом есть какой-то странный местный патриотизм. Они гордятся температурой минус пятьдесят и обморожением сетчатки, как в Петербурге гордятся Эрмитажем. Это у них вроде как местные достопримечательности, которые они всем с радостью демонстрируют. При этом они настолько привыкли жить плохо и настолько нечувствительны к происходящему — пространству, климату, отношению к себе — что это кажется им нормой. Тем не менее, все хотят когда-нибудь уехать. Но ключевое слово — когда-нибудь. Там теоретически есть такое правило, что отработавшие определенный срок на заводе получают сертификат на покупку жилья «на материке». Но когда мы спрашивали об этой программе, все махали руками и говорили, что это только по большому блату.

kombinat_4 На съемках фильма «Комбинат "Надежда». Фото: Денис Клеблеев

— В итоге в Норильске вы всего не сняли — что-то доделывали в Перми. Это из-за такого неприятия вас?

— Именно из-за него — нас не пустили снимать на завод и на объекты «Норильского никеля» вообще, а им принадлежит куча всего. Аэропорт, порт, турбаза, какая-то гора даже — мы на нее залезли, нам кричат: «Слезайте, это наша гора!» Пришлось искать какой-то выход. Мы им, видимо, сильно мозолили глаза — как-то снимали на улице, к нам подошел прокурор города и потребовал текст сцены. Сказал: у вас в кадре стоят бутылки из-под пива, срочно их уберите, у нас запрещено распивать.

— А насколько эта закадровая эпопея с запретами и репортажами влияла на то, что происходило в кадре?

— Конечно, влияла — нам все время приходилось что-то менять, объекты выбирать другие. Каждый день что-то новенькое возникало. Но на итог это не слишком повлияло — больше на наше психическое состояние.

— Я, кстати, знаю, что у вас кастинг сильно растянулся — из-за чего это происходило?

— Да нет, мы просто не спешили. У нас было время, и мы его так размазывали. При этом мы, конечно, искали лица неизвестные, дебютантов, тех, кто будет просто по своей внутренней природе попадать в персонажей. Но главное — мы просто имели возможность делать кастинг долго.

kombinat_5 На съемках фильма «Комбинат "Надежда». Фото: Денис Клеблеев

— В итоге, получилось, что Норильск оказался самым прихотливым актером. В «Комбинате» же все замешано на отношениях героев с местом.

— Скорее, главной героини с местом — она пытается «убить в себе Норильск». Но вообще — да, город тут наравне с главными героями. Антагонист. В этом смысле мы точно угадали с городом — это правда такая дыра, которая тебя не выпускает, засасывает. Дважды мы улетали оттуда и дважды — с приключениями. Первый раз обанкротилась компания, которой мы летели, а второй раз нас не пускали, почему-то, на рейс с собакой. И сценарист наш не могла улететь — потому что всех эвакуировали из-за какого-то непонятного поджога. Была еще история про человека, который месяц не мог улететь из-за тумана. А потом у него закончились деньги, и в городе начался голод — единственный путь, по которому в Норильск доставляют продукты — воздушный. И в какой-то момент это все становится похожим на фильм про вампиров — темно, туман, голодные люди. Он только через месяц оттуда улетел.