В преддверии 86 церемонии вручения премий "Оскар", которую по вине многострадальной Олимпиады в Сочи перенесли с последнего воскресенья февраля на второе марта, кинотеатры обеих столиц (московский «35 ММ» и петербургский «Аврора») предлагают ознакомиться с кинематографической и анимационной программами "Oscar Shorts".

dripped Лео Верьер. В брызги! 2009.

Если говорить о фильмах, то откровений ждать не стоит. Бельгийская драма Тома Ван Авермата «Смерть одной тени» была отмечена за неизбитый сюжет. Застреленный во время войны солдат попадает в своеобразное царство Аида, в руки к садисту-коллекционеру, и начинает снимать для него на фотокамеру тени гибнущих  людей в момент их смерти. Солдат мечтает вернуть себе жизнь, чтобы еще раз встретиться с уже предавшей его любимой девушкой. Как это часто бывает, когда фильм готовится кланяться академикам, нетривиальная история превращается в вымученные откровения. В двадцать минут режиссер умудряется вместить боль от потерь и самоистязания, гибель за искусство и вопросы вечности, умалишение и почти мгновенное – чудеса на скорую руку – прозрение, жертвоприношение и удивление  господина без имени. Снег, застывшая в ожидании девушка на скамейке в парке, громкие вздохи вместо актерской игры, расстрел на площади и разве что не нарисованные на лбу алые струйки крови — так обычно нерадивые студенты первых курсов подменяют подлинные чувства избитыми до поседевшей банальности вещественными атрибутами, а глобальные вопросы бытия решают утяжеленным гримом на лицах героев и беспорядочными монтажными склейками. Впрочем, цель достигнута, несмотря на то, что с серьезными лицами рассказанная притча обрела по мере ее продвижения к концу новый, малоизвестный в США, жанр ералаша.

Датский фильм Джоашима Бэка «Новые жильцы» как раз жанр ералаша не отрицает. Эта научно-познавательная черная комедия ко всему прочему снабдит вас рецептом чудных булочек с корицей, при приготовлении которых важно не перепутать муку с героином. Бывает, въедешь в новую квартиру, сядешь закурить на неразобранных коробках и только начнешь рассуждать с умным видом о голодающих детях и вреде свинины, как вдруг нежданные гости нагрянут. И тут поймешь о соседях, новых апартаментах, а заодно о себе и о мире столько нового и неприятного, что хватит на целый танец по трупам.

«Сейчас или никогда» Шона Кристенсена, получивший Оскара в 2013 году, тоже полон мрачного юмора, часто, впрочем, спасающего человека от самоубийства, а зрителя по ту сторону экрана — от томительного ожидания конца. Небритый мужчина (в главной роли сам режиссер) только удобно устроился в ванной, перерезав вены, как вдруг раздается телефонный звонок. На проводе сестра, с которой он не виделся девять лет по причине того, что некогда уронил ее новорожденную дочь на пол. Такое важное дело как суицид сложно совершать в спешке, тем более в случаях, когда другие обстоятельства требуют жизненного присутствия. Сестра просит посидеть с заметно подросшей дочкой, и это событие грозит обернуться новой, но уже более приятной катастрофой. «Сейчас или никогда» – безалкогольная смесь бессоновского «Леона» и «Бумажной луны» Богдановича, этакий кинематографический аперитив для тех, кто пока только готовится к просмотру фильмов о великой дружбе между ранимым, но порочным дяденькой и юной, но здравомыслящей девочкой.

До того, как вы вдруг решитесь в сотый раз лить слезы вместе с влюбленной в героя Рено маленькой Матильдой-Портман, успеете пронаблюдать, как знаменитый пианист впадает в маразм после смерти жены в двадцатиминутной драме «Генри». Канадец Ян Инглэнд знаком любителям короткого метра предыдущей работой «Moi», получившей международное признание. Новую короткометражку режиссер посвящает своему недавно умершему дедушке и рассказывает не столько о страшной для каждого болезни Альцгеймера, сколько о вечной, такой редкой сегодня любви. Главный герой кочует по обломкам посмеивающейся над старостью памяти, изредка приходит в себя и не желает верить в происходящее наяву. «Генри» подкупает своей искренностью и игрой актеров, в которую буквально – по Станиславскому – веришь. Меж тем, когда молодой режиссер без ложной скромности решает вопросы, о которых предельно четко высказался за пару лет до него несклонный к эмпатии и заигрыванию со зрительской аудиторией маэстро Ханеке, то максимум, что хочется ему пожелать — больше не поступать так неосмотрительно.

Черно-белая комедия Люка Матени «Бог любви», улыбаясь и подмигивая, ненавязчиво повествует о вечном. Чтобы завоевать сердце влюбленной в общего друга девушки, главный герой, солист музыкальной группы, вымаливает у небес волшебные дротики. Отныне каждый, кого пронзила стрела Амура, влюбляется в стоящего рядом. Часы на руке тикают, волосы главного героя развеваются на ветру, махинации срабатывают совсем не так, как хотелось бы, но это никого не смущает: «Бог любви» словно детский смех — пока он слышен, всем вокруг становится чуть радостней.

Мультипликационная программа более однородна. Созданный на диснеевской студии «Бумажный роман» Джона Карса в представлении не нуждается. С пронзительной love-story застенчивого офисного работника и похожей на Белоснежку девушку с алым ртом (сам мультфильм черно-белый) начинался рабочий день многих пользователей социальных сетей в минувшем году. В то время как дети интернет-зависимых ждали продолжения сказки о лесном чуде-юде «Груффало». Уве Хейдсшоттер и Йоханнес Вейланд перенесли на экран английскую повесть Джулии Дональдсон и Акселя Шеффлера о том, как на этот раз папа Груффало пугает свою дочку страшным зверем Мышонком и что бывает, когда боишься того, не знаю кого. Смотреть короткометражки о зубастых и смекалистых зверятах лучше всего в оригинале, тем более, что главные роли озвучивал весь свет Великобритании: Хелена Бонем Картер, Том Уилкинсон, Джон Херт и другие.

Любителям Симпсонов посвящается пятиминутный фильм автора сериала «Симсоны в кино» Дэвида Сильвермана. «Мучительная продленка Мэгги» - новые схватки детсадовских малышей, краткое руководство по борьбе с заклятыми врагами в государственных учреждениях.

Самым удивительным в этом списке является, пожалуй, французский мультфильм Лео Верьера «В брызги!». Проглатывающий картины знаменитых художников прошлого века Джек приходит однажды к своей манере рисования. Перевоплощаясь в скандального абстракциониста Поллока, Джек, наконец, утоляет свой арт-голод, а заодно — самые яркие визуальные фантазии привередливого зрителя.

Мультипликационные ленты из собрания «Oscar shorts» хороши прежде всего тем, что будут интересны самым юным синефилам, и вопрос «чем занять ребенка в выходные в суровые зимние вечера» отпадает сам собой.