Очередная лекция Андрея Хлобыстина из цикла «Боги, Гении и Герои. Пантеон петербургского искусства второй половины ХХ века» состоится в Новом музее 30 января 2014.

2014_01_28_school_3

Что это. Термин «народный концептуализм» выдвинул Тимур Новиков в 1980-е, опираясь на идеи корифея русского авангарда Михаила Ларионова о «всечестве». «Народный концептуализм» предполагает стихийное творчество масс — от оклейки изб и сундуков вырезками из газет и журналов до украшения кабин водителей автобусов, различных «приколов» и стихийных бытовых инсталляций и акций.

Кто это. Корифей «народного концептуализма» Валерий Черкасов тотально занимался творчеством, но не считал себя художником. Оно простиралось от концептуальной фотографии 1960-х (фраза «хочу есть», выложенная кухонными приборами) и тысяч микропроизведений до исполнения под гитару Уголовного кодекса СССР, создания «музея Плюшкина» и суицида как художественной акции: Черкасов упал на скальпели, которые, как и задумывал художник, пронзили его глазницы. Черкасов вышел из хипповой среды 1960—70-х, дружил с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым, Борисом Кошелоховым, радикально повлиял на творчество следующей «панковской» генерации 1980-х и формирование искусства «Новых художников».

Первая выставка Черкасова была посмертной и состоялась в 1984-м в сквоте АССА. Андрей Хлобыстин при поддержке петербургского ГЦСИ выпустил в 2003-м книгу воспоминаний о Черкасове под редакцией Олега Котельникова и CD с его записями — их презентация состоялась в Третьяковской галерее. Ныне более десяти работ Черкасова хранятся в Русском музее.

Где. Новый музей, 6-я линия В.О., 29.

Когда. 30 января в 19:00. Вход по билетам в музей.