«Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis). Режиссеры и сценаристы: Итан Коэн, Джоэл Коэн. Оператор Брюно Дельбонель. В ролях: Оскар Айзек, Кэри Маллиган, Джастин Тимберлэйк, Итэн Филлипс, Робин Бартлетт, Макс Казелла, Джерри Грэйсон, Джанин Серраллес, Адам Драйвер, Старк Сэндс. США, Франция. 2012.
«Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки»
Альберт Швейцер
Нью-Йорк, Гринвич-Виллидж, романтическая атмосфера начала 60-х годов. На улицах – холодно и неприютно, а в клубах звучат мелодичные песни о долгих путешествиях, горьких потерях и нежелании оставлять свою любовь позади. Об этом же поет и Льюин Дэвис (Оскар Айзек), поет искренне, с душой, как может петь только тот, у кого нет ни дома, чтоб прекратить свои скитания, ни пальто, чтоб согреться зимой, ни сил, чтоб любить дружелюбных простаков и презирающих его карьеристов. Мало Льюину проблем, так к ним добавился ещё и рыжий кот, сбегающий от своих хозяев! Но убежденного мечтателя ничто не остановит: не желая прыгать с моста или жить как добропорядочные граждане, Льюин упорно стремится к карьере знаменитого музыканта. С ним же куда-то стремится и кот, очаровательный на столько, что даже Джастин Тимберлейк, сыгравший в фильме одну из значимых ролей, не в состоянии тягаться с его харизмой.
В начале просмотра картины может показаться, что «Внутри Люина Дэвиса» — это очередной мотивирующий или, как модно говорить, «меняющий сознание» фильм, что-то вроде жизнеутверждающей драмы Габриэле Муччино «В погоне за счастьем». К таким предположениям располагает и тот факт, что трагикомедия о зарождении фолк-рока была основана на биографии вполне известного музыканта 60-х годов — Дэйва Ван Ронка. Но за экранизацию его мемуаров взялись не кто иные, как братья Коэн, а значит, любые классические кинематографические ситуации, в которые попадает Льюин, обречены обманывать ожидания зрителей, привыкших к голливудской системе ценностей.
Как и в своем первом музыкальном фильме «О, где же ты, брат?», режиссеры вновь обратились к мифу о путешествиях Одиссея. Тогда в далеком 2000 году их странствующий Улисс был ещё любим благосклонными небесами, но нынешней «Одиссей» вместо помощи доброго бога из машины получил лишь издевательства Яхве из «Серьезного человека». И не братья Коэн тому виной, просто жизнь такова, что на одного великого музыканта всегда приходится множество посредственных исполнителей.
Дэйву Ван Ронку повезло – о нем говорят как о создателе фолк-сцены Гринвич-Виллидж, на которой выступал сам Боб Дилан! О Льюине Дэвисе ничего не говорят, как, впрочем, и о тысячах других талантливых музыкантах. Все они канули в Лету, и лишь братья Коэн посвятили им невероятно красивую эпитафию — фильм, в котором едкий сарказм уживается с тонкой грустью, мяукающий герой интернет-мемов с философской глубиной, а серьезный вопрос «что ты делаешь?» пишут на стене в туалете — так что невольно хочется рассмеяться и только после задуматься о трагизме бытия.
Что тут скажешь? В отличие от Льюина, братья Коэн, как всегда, гениальны, может быть, даже больше, чем обычно.