«Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis). Режиссеры и сценаристы: Итан Коэн, Джоэл Коэн. Оператор Брюно Дельбонель. В ролях: Оскар Айзек, Кэри Маллиган, Джастин Тимберлэйк, Итэн Филлипс, Робин Бартлетт, Макс Казелла, Джерри Грэйсон, Джанин Серраллес, Адам Драйвер, Старк Сэндс. США, Франция. 2012.

2013, INSIDE LLEWYN DAVIS

«Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки»

Альберт Швейцер

Нью-Йорк, Гринвич-Виллидж, романтическая атмосфера начала 60-х годов. На улицах – холодно и неприютно, а в клубах звучат мелодичные песни о долгих путешествиях, горьких потерях и нежелании оставлять свою любовь позади. Об этом же поет и Льюин Дэвис (Оскар Айзек), поет искренне, с душой, как может петь только тот, у кого нет ни дома, чтоб прекратить свои скитания, ни пальто, чтоб согреться зимой, ни сил, чтоб любить дружелюбных простаков и презирающих его карьеристов. Мало Льюину проблем, так к ним добавился ещё и рыжий кот, сбегающий от своих хозяев! Но убежденного мечтателя ничто не остановит: не желая прыгать с моста или жить как добропорядочные граждане, Льюин упорно стремится к карьере знаменитого музыканта. С ним же куда-то стремится и кот, очаровательный на столько, что даже Джастин Тимберлейк, сыгравший в фильме одну из значимых ролей, не в состоянии тягаться с его харизмой.

В начале просмотра картины может показаться, что «Внутри Люина Дэвиса» — это очередной мотивирующий или, как модно говорить, «меняющий сознание» фильм, что-то вроде жизнеутверждающей драмы Габриэле Муччино «В погоне за счастьем». К таким предположениям располагает и тот факт, что трагикомедия о зарождении фолк-рока была основана на биографии вполне известного музыканта 60-х годов — Дэйва Ван Ронка. Но за экранизацию его мемуаров взялись не кто иные, как братья Коэн, а значит, любые классические кинематографические ситуации, в которые попадает Льюин, обречены обманывать ожидания зрителей, привыкших к голливудской системе ценностей.

Как и в своем первом музыкальном фильме «О, где же ты, брат?», режиссеры вновь обратились к мифу о путешествиях Одиссея. Тогда в далеком 2000 году их странствующий Улисс был ещё любим благосклонными небесами, но нынешней «Одиссей» вместо помощи доброго бога из машины получил лишь издевательства Яхве из «Серьезного человека». И не братья Коэн тому виной, просто жизнь такова, что на одного великого музыканта всегда приходится множество посредственных исполнителей.

Дэйву Ван Ронку повезло – о нем  говорят как о создателе фолк-сцены Гринвич-Виллидж, на которой выступал сам Боб Дилан! О Льюине Дэвисе ничего не говорят, как, впрочем, и о тысячах других талантливых музыкантах. Все они канули в Лету, и лишь братья Коэн посвятили им невероятно красивую эпитафию — фильм, в котором едкий сарказм уживается с тонкой грустью, мяукающий герой интернет-мемов с философской глубиной, а серьезный вопрос «что ты делаешь?» пишут на стене в туалете  —  так что невольно хочется рассмеяться и только после задуматься о трагизме бытия.

Что тут скажешь? В отличие от Льюина, братья Коэн, как всегда, гениальны, может быть, даже больше, чем обычно.