«Спасти мистера Бэнкса» (Saving Mr. Banks). Режиссер Джон Ли Хэнкок. В ролях: Том Хэнкс, Эмма Томпсон, Энни Роуз Бакли, Колин Фаррелл, Рут Уилсон, Пол Джаматти, Брэдли Уитфорд, Б.Дж.Новак, Джейсон Шварцман, Лили Бигэм, Кэти Бейкер, Рейчел Гриффитс, Ронан Виберт. США, Великобритания, Австралия, 2013, 125 мин.

tom-hanks-is-walt-disney-in-the-first-trailer-for-saving-mr-banks

В начале 60-х  годов Памела Трэверс, автор «Мэри Поппинс», впервые приезжает в Калифорнию по личной просьбе Уолта Диснея. Уже в аэропорту становится ясно: мистер Дисней напрасно потратил двадцать лет жизни, всеми способами уговаривая писательницу продать права на экранизацию знаменитой детской повести. Миссис Трэвэрс морщит нос, учуяв запах хлорки; кривит губы и одергивает гораздого на комплименты таксиста; а, обнаружив в комнате отеля плюшевых Микки, Минни и Винни в человеческий рост, кричит в ужасе и искренне сочувствует Милну. Происходящее дальше и есть Диснеленд для тех, кто пока не может оказаться в стране сахарного детства.

Сначала зрителя ведут в комнату смеха: братья Шерман, авторы песен к будущему мюзиклу, играют на пианино в четыре руки и глуповато улыбаются словно мартовские зайцы; немолодая полноватая секретарша Уолта меняет бантики на голове и прыгает с трясущимся желе в руках; Дисней (конформист Том Хэнкс тут как нельзя кстати) подмигивает миссис Трэверс и называет ее «Пэм». Претенциозному зрителю, которого глуповатыми гэгами на свою сторону не заманишь, предлагают наблюдать за исполнительницей главной роли Эммой Томпсон. Она способна передать полную гамму эмоций своей героини и сделать это так, что, несмотря на сухость и чопорность самой Трэверс, здравомыслящий зритель проникается как минимум большим уважением к ее персоне. Памела Трэверс, конечно, оказывается ложкой дегтя в банке диснеевского меда. Она запрещает, к примеру, использовать красный цвет в фильме, мотивируя это тем, что красный с некоторых пор «разлюбила». Или хладнокровно вышвыривает готовый сценарий в окно, а одному из братьев-песенников приказывает стоять под дверью, пока тот не научиться себя вести. Все это нас веселит, а для Уолта «уже слишком», однако миссис Трэверс неспроста воротит от индустрии фальшивых улыбок. Дисней готов пойти на все уловки, только бы «Пэм» одобрила съемки фильма, на премьеру которого он ее в конечном итоге не пригласит. Также пообещает забыть о бесконечно демонстрирующем крепкие белые зубки прытком комике Дике Ван Дайке, который позже – мистер Дисней, как мы знаем, все же обманул писательницу – вопреки здравому смыслу украсит своим присутствием «Мэри Поппинс».

Поскольку в комнате смеха сложно находиться все время, и хороший сценарий должен подразумевать другие неожиданности, фильм включает в себя душещипательные истории из детства писательницы. Кудрявую девочку прижимает к груди заботливый отец (Колин Фаррел, тут все понятно): они скачут на белой лошади по зеленым лугам, они играют в воображаемых героев, он шепчет ей на ухо лучшие слова на свете. Отец, молодой и смелый, красивый и жизнерадостный, на деле – неудачливый банкир и безответственный муж, – послужит прообразом для мистера Бэнкса, которого спасет заботливая няня. Но воспоминания о его мучениях и смерти скрывающая боль от враждебного мира миссис Трэверс пронесет через всю жизнь, и не всплакнуть вместе с ней будет довольно сложно, даже если понимаешь, как работают простые механизмы выжимания слез из доверчивого зрителя.

С комнатой страха все проще, чем можно предположить: по-настоящему ужасно тем, кто знаком с «Мэри Поппинс» Роберта Стивенсона не понаслышке. И знает настоящую правду:  миссис Трэверс никогда так и не простила Уолту Диснею однобокую трактовку дорогого ее сердцу произведения; превращения чудного произведения в няшный прыг-скок. «Спасти мистера Бэнкса» выдает удобную для зрителя версию о катарсисе, испытываемом писательницей во время просмотра развеселой «Мэри Поппинс»-1964. Сердце сжимается, за потоком очищающих душу слез зрителю уже безразлично, что там на самом деле. Добротно выполнивший работу режиссер Джон Ли Хэнхок удовлетворенно потирает руки.